Чудеса преподобного Сильвестра, датированные XIX веком

1. Любимского уезда, деревни Семенцова, крестьянин Николай Васильев шесть лет был в совершенном расслаблении, так что едва мог ходить. Изнемогая таким образом все более и более, Васильев, после того как испытал тщетность для себя естественных пособий, обратился с усердною мольбою к преподобному Сильвестру, и быв несколько раз при раке его, с каждым разом получал облегчение. Наконец, в последний приход свой ко св. мощам Угодника Божия, 4 мая 1860 года, он совершенно исцелел от шестилетнего расслабления и стал заниматься работами, коих прежде совершенно был не в силах нести.

2. Любимского уезда, деревни Плетнева, крестьянская жена Ирина Трофимова, страдав долгое время болезнью глаз, наконец совершенно ослабела и целых двенадцать лет ничего не видела. Быв привезена 3 июня 1860 года в село Воскресенское, что на Обноре, на поклонение Преподобному Сильвестру, Трофимова при гробе Св. Угодника получила совершенное прозрение и возвратилась здоровою.

3. Из города Буя, Костромской губернии, титулярный советник Петр Иванов Скворцов прислал в село Воскресенское следующее заявление: жена его Александра Васильева Скворцова, при слабом телосложении, рождала детей с большим трудом и потому постоянно при родах опасалась за свою жизнь. 1860 года июня 7 дня вечером, чувствуя приближение родов, она распорядилась пригласить к себе бабку, и сама, сколько могла, помолилась всегдашней нашей заступнице святой Владычице нашей Богородице и чудотворцу Св. Угоднику Божию Преподобному Сильвестру Обнорскому о благополучном разрешении и облегчении от болезней, при чем просила мужа прочитать акафист Пресвятой Богородице, и потом с бабкою удалилась из дому тайно от детей в баню, находящуюся в саду в дальнем расстоянии от дому, а муж сотворив молитву Пресвятой Богородице и Угоднику Божию Сильвестру, прилег на постель и, после долгих беспокойных размышлений, утром заснул. В те самые минуты, как только жена его разрешилась от бремени (в 1 час. 15 мин. утр. 1860 года, июня 8 дня) он был разбужен следующими словами: «Вставай! Родился сын». Пробудившись от сна и не видя никого в своей спальне и даже во всем доме, кроме малолетних детей, в то время еще спавших, он был объят каким-то непонятным чувством страха, поспешил встать, и в тоже время на встречу ему идет от родильницы бабка и поздравляет его с новорожденным сыном; на все его вопросы, не будил ли кто его от сна, все отозвались, что никого, кроме спящих малолетних детей, не было в доме, что все были заняты хлопотами при родильнице. Об этом обстоятельстве он тогда же рассказывал всем и своему отцу духовному. Голос, разбудивший его от сна он относит к действию Св. Угодника Божия на том основании, что отходя ко сну и бывши на ложе своем, думал об Угоднике Божием, мысленно помолился Ему и предался Его Святой воле. Св. Угодник Божий, вняв грешной молитве, и облегчил болезнь рождения. Удивляясь столь скорой помощи Угодника Божия, пишет Скворцов, оказанной нам при слабой нашей вере и греховности, нельзя не прославлять нам силы Божией, действующей во Святых Божиих; если кому, то именно мне, пишет он, надобно сознаться, что, несмотря на мою греховность и недостоинство, я всегда получал просимое от Бога, разумеется то, что безгрешно и возможно. Получив чудесную цомощь от Угодника Божия, родители захотели дать новорожденному сыну имя Сильвестр, в честь Св. Угодника Божия Сильвестра Чудотворца Обнорского, но не вдруг решились на это; и он сделал два билета, написал в них имена, на одном Вениамин, на другом Сильвестр, и дал вынуть жене своей билет с тем, что какая надпись окажется на вынутом билете, так должно быть наречено и имя новорожденнаго, и что, если вынется билет с именем Сильвестра, то можно будет положительно сказать, что описанное событие есть действие Св. Угодника Божия и что ему угодно наречь имя новорожденному в честь Его. Билет вынут был с именем Сильвестра. Почему и наречено было имя новорожденному Сильвестр. В течении своей жизни ребенок был утешением не только для родных, но даже и для посторонних: ласков, скромен, смышлен, послушен и лицем красив. В том же 1860 году г-жа Скворцова со всеми детьми, в числе коих был и новорожденный Сильвестр, удостоилась поклониться гробу Преподобного Сильвестра. Подходя к месту, где стоит гроб Угодника Божия, дети, как они рассказывали, чувствовали благоухание, и на душе их была непонятная радость, так что, когда им нужно было уже возвращаться домой, то они с грустью расставались с Угодником Божиим, говоря; как нам хорошо и весело быть здесь у Угодника Божия. Сам я грешный, пишет г. Скворцов, удостоился видеть во сне Св. Угодника Божия Сильвестра и получил от него наставление молиться Богу. Росту он болышого, нос орлиный, прочие черты лица не могу объяснить. На подлинном письме подписался своею рукою Титулярный Советник Петр Иванов Скворцов, 17 апреля 1865 года, город Буй, Костромской губернии.

4. Любимская помещица вдова поручика Александра Степановна Нелидова восемь лет совершенно не владела левою рукою. В половине июня 1860 года Нелидова пришла в село Воскресенское на поклонение Преподобному Сильвестру и здесь, во время молитвы у раки его, вдруг почувствовала, что она больною рукою может владеть. По окончании литургии она думала сказать о случившемся чуде, но была остановлена мыслию, что будет далее с рукой. Возвратившись домой, она хотя и владела рукою, но стала чувствовать в ней нестерпимую боль. Это навело Нелидову на мысль, не Угодник ли Божий наказывает ее за то, что она не прославила имени его за полученное благодеяние, и она решилась немедленно объявить о чуде Преподобного. Два раза приходила она с сею целию в село Воскресенское, но намерения своего сделать известным свое исцеление не исполнила и за то наказана была, как и в первый раз, болью в руке Пришедши же туда в четвертый раз, Нелидова объявила о чуде, и страшная боль прекратилась. Рукою стала она владеть вполне, не владевши ею, как выше сказано, восемь лет.

5. Костромской губернии, Буйского уезда, казенной деревни Колотилова, крестьянина Филиппа Мартынова дочь, девица Федосья, объявила, что она четыре года была слепа, но 29 июня, 1860 года, когда в первый раз приходила на поклонение Преподобному Сильвестру, молитвами сего Угодника Божия прозрела и с тех пор стала видеть глазами так же ясно, как прежде.

6. Летом 1860 года благочинный, местный священник, И. Соловьев донес епархиальному начальству, что «исцеления в селе Воскресенском на Обноре, Любимского уезда, от Преподобного Сильвестра изливаются почти каждодневно. Здесь, подобно Силоамской купели, множество слепых, глухих, немых, бесноватых и расслабленных обстоят храм и гроб угодника Божия, прося и ожидая себе милости. Многие из них с прежними недугами возвращаются домой, но некоторые, большею частью бесноватые женщины, получают совершенное исцеление. Так 6-го числа июля получила исцеление живущая в г. Ярославле солдатская жена Александра Дмитриева Бурлакова, которая одержима была сильными и частыми припадками 17 лет. Я и все бывшие в селе Воскресенском богомольцы видели, как эту несчастную шесть человек мужчин едва смогли внести в церковь. Она с необыкновенною силою билась, рвалась и кричала: нейду, нейду. Когда нужно было приложить ее к раке и образу Преподобного, то сила в ней так была велика, что трое едва могли держать ее, а трое наклонить голову. Пред самым целованием образа она кричала: выйду, скоро выйду, а хотелось мне быть тут до гроба. После сих слов она замолкла, ослабела, несколько минут покрытая покровом лежала лицом на раке, потом вставши, что-то как будто из себя выдувала, а наконец как мертвая, несколько времени лежала у раки. Когда по прочтении за молебном Евангелия спросили ее: может ли она приложиться к Евангелию, то она приподняла голову, и взявши меня за руку, с таким усердием целовала несколько раз то Евангелие, то руку, что я не мог удержаться от слез. После молебна она тихо и спокойно отведена была на квартиру. На другой день является в церковь здоровою, молится, слушает молебен, прикладывается к Угоднику, как прочие, и объявляет всенародно. что она молитвами Преподобного Сильвестра получила исцеление от 17-ти летней тяжкой болезни. Все слышавшие о таковом с нею чуде перекрестились и возблагодарили Господа Бога, дивного во Святых Своих».

7. Подобное сему совершилось 9 июля с Великоустюжскою, Вологодской губернии, мещанкою, Павлой Ивановой, которая, по словам ее, страдала от злого духа 11 лет. За 20 верст до села Воскресенского припадки ее начали усиливаться, но по прибытии сюда она два дня ходила в церковь и молилась, как прочие, не чувствуя в себе ничего особенного, кроме несносной тоски. На третий день во время литургии припадки ее открылись во всей силе. Она билась, рвалась и кричала до тех пор, покуда не подведена была к раке и не приложена к образу Угодника. Лишь только уста ее коснулись образа Угодника, а голова покрылась покровом, в тот же момент она перестала кричать и биться. Ее положили у раки, где она и лежала, как мертвая, до конца литургии. В начале молебна она встала, и поддерживаемая другими, со слезами молилась Угоднику и тут же всенародно возвестила, что она «опросталась» — исцелилась.

8. Любимского уезда, казенного ведомства, деревни Каликина слепой крестьянин Федот Григорьев объявил, что он молитвами Преподобного Сильвестра получил исцеление правой руки и правой ноги, которыми вовсе не владел два года. В одно время Григорьеву виделось во сне, будто он стоит в церкви и прикладывается к раке Преподобного Сильвестра. Пробудившись от сна, он положил непременное намерение идти к Преподобному Сильвестру, как бы трудно это ни было, и лишь только подумал о сем путешествии и призвал на помощь Угодника Божия, как вдруг почувствовал, что пальцы руки и ноги его стали шевелиться и действовать. Через несколько времени он явился к преподобному, и когда выслушал молебен и приложился к раке, тогда и рука, и нога стали действовать еще свободнее. С тех пор Григорьев стал чувствовать, что с каждым днем руке и ноге лучше, и мог креститься рукою, как здоровою.

9. Шенкурского уезда, Глубоковского селения, солдатская девица Евдокия Ульянова, проживавшая в деревне Будилове, Любимского уезда, у крестьянина Прокофия Бобыля, объявила, что она несколько времени вовсе не владела ногами и чувствовала в них сильную ломоту. Когда же возымела твердое намерение идти к Преподобному Сильвестру, то вдруг ломота в ногах прекратилась. Не имея возможности идти, она сначала несколько верст ползла, потом за 20 верст до села Воскресенского встала на ноги и, хотя с великим трудом, прошла все 20 верст в один день. По прибытии ее в Воскресенское, оставалась на ногах ее одна только опухоль, но и та молитвами Угодника Божия Сильвестра, по совершении ему молебного пения, миновала, и Ульянова возвратилась домой совершенно здоровою.

10. Костромского уезда казенной деревни Пастушина крестьянин Алексей Григорьев объявил, что он два года был слеп, но когда положил твердое намерение идти на поклонение Преподобному Сильвестру и с усердием начал молиться ему о даровании исцеления, то еще дома прозрел одним правым глазом. Исцеление последовало с ним 20 июля 1860 года, а приходил он на поклонение Преподобному 26 сентября того же года.

11. Даниловская помещица девица Вера Павловна Пазухина в св. Четыредесятницу 1860 года впала в страшное сумасшествие и была подвержена оному более пяти месяцев. Несчастную нельзя было оставить ни на минуту одну: каждое движение, каждый шелест пугали ее; весьма часто бывали покушения и на собственную жизнь. Всюду приискиваемы были средства к облегчению ужасной болезни, все пособия со стороны врачей и домашние даны были, но ничто не помогало. Слава об исцелениях, бывших при раке Преподобного Сильвестра, побудила родственников Пазухиной обратиться за пособием больной к сему безмездному врачу. Но больная, будучи привезена в село Воскресенское, и слышать не хотела об Угоднике Божием, называя его и все это место безблагодатным. С приездом домой ей сделалось еще хуже. Не было никакой возможности справиться с нею: с постоянным покушением на собственную жизнь, биением и терзанием окружавших ее, она свирепствовала более двух недель. А между тем родственники молились Преподобному об исцелении ее. И на 29 число июля в ночи последовало чудесное выздоровление Пазухиной. Измученную, усталую от целодневных неистовств накануне, больную склонил сон; ее положили, и она против обыкновенного проспала до утра, и когда проснулась, домашние уже не нашли в ней никаких следов болезни. Первое желание выздоровевшей было съездить на поклонение Преподобному. II действительно, она приезжала и убедительно просила довести до сведения начальства о чудесном обстоятельстве, случившемся с нею, во славу Угодника Божия.

12. Мологского уезда, Покровской волости, деревни Михайловского, девица Ульяна Ионова, в Великий пост 1860 года начала чувствовать, неизвестно от чего, тоску, потом стала плакать, щипать себя и других, рвала на себе платье, так что надобно было держать ее связанною. Страдания этой несчастной девицы наводили ужас на всех, кто ее видел. Не терпела она при том никакой святыни и даже при чтении кем-либо молитв приходила в большое ожесточение. В июле того же года, по обещанию, родители возили ее в село Воскресенское. В церкви она спокойно смотрела на иконы, но при взгляде на раку Преподобного Сильвестра делалось ей дурно, и она бессознательно бранила его. Это продолжалось несколько дней. Так благодать Божия, в избытке текущая рядом чудотворений над многими, по неведомым нам причинам, представляла немалые испытания вере и терпению болящей. Ионова возвращалась домой без облегчения. Но по прибытии туда, видна была перемена к лучшему: она начала приходить в себя, избавилась от беснования и осенью совершенно выздоровела. В 1862 году Ульяна пришла пешком в село Воскресенское, чтобы возблагодарить Угодника Божия за явленную ей милость и для славы своего благодатного Врача объявила о сем чуде. Справедливость сего подтвердили трое соседей Ионовой.

13. Вологодской губернии, Кадниковского уезда, волости Корбанги, деревни Некрасова, временно обязанный крестьянин Василий Михайлов объявил, что он и жена его, Татьяна Васильева два года страдали расслаблением и ломотою во всем теле, так что едва могли владеть руками и двигаться с места. Много употреблено было средств к излечению и домашних, и медицинских, но пользы не было. Когда же они дали непременное обещание быть в селе Воскресенском и поклониться Угоднику Божию Сильвестру, которое и исполнено было ими летом в 1860 году; с тех пор стали они чувствовать себя лучше, и через несколько времени выздоровели: ломота в теле прекратилась, и силы в руках и ногах восстановились. В благодарность за такую великую милость, они были на поклонении Угоднику Божию Сильвестру во второй раз на второй неделе Великого поста 1861 года; а Василий Михайлов пришел сюда уже в третий раз с тем, чтобы еще возблагодарить Угодника Божия за избавление от мучительной болезни и вместе с тем объявить об исцелении. Вместо крестьянина Василия Михайлова и жены его Татьяны Васильевой по неумению их грамоте, по личной их просьбе, подписался дворовый человек г. Нальянова Алексей Александров.

14. Вологодского уезда, села Воскресенского Чуровских, крестьянская вдова Елена Иванова объявила, что она, восемь лет страдая сильною болью в ногах, не могла даже тронуться с места. Однажды ей виделся во сне старец и говорит: ступай к преподобному Сильвестру! Пробудившись от сна, Иванова обещалась непременно идти к Преподобному, если почувствует хотя малейшую к тому возможность. В сентябре месяце 1860 года видение повторилось — тот же старец является во сне и говорит ей: почему же ты до сих пор не идешь к Преподобному Сильвестру? и берет ее за больную ногу так крепко, что она от сего крикнула и проснулась, но боли в ногах уже не чувствовала. Получивши таким образом облегчение., Иванова через несколько дней отправилась в село Воскресенское на поклонение великому Угоднику Божию и Чудотворцу, откуда со слезами благодарности пошла домой, не чувствуя в ногах никакой боли.

15. Новгородской губернии, Кирилловского уезда, села Никольского, деревни Онисимова, крестьянская жена Агриппина Пантелеева объявила, что она страдала такою сильною болью в животе, что от нее не могла даже ходить. Но когда принесли ей святой воды от Преподобного Сильвестра, и когда она с полною верою стала пить эту воду, то болезнь прекратилась так скоро, что она чрез несколько дней в состоянии была сходить на поклонение к Преподобному Сильвестру.

16. Проживающая в г. Ярославле любимская помещица Наталья Николаева Соколова объявила и убедительно просила довести до сведения начальства о следующем чудесном исцелении от Преподобного Отца нашего Сильвестра, Обнорскаго Чудотворца, в сентябре месяце 1860 года. Два года пред сим она страдала кровотечением. Все возможные средства, принятые к излечению болезни, были безуспешны. Двое врачей, один семь, другой восемь месяцев, лечили ее, но болезнь не только не уменьшалась, а еще более усиливалась, и наконец довела больную до совершенного изнеможения. Находясь в таком разслаблении, больная неоднократно видела во сне Преподобного Сильвестра. Вразумленная и ободренная такими сновидениями, она обратилась с теплою молитвою к Угоднику Божию, непрестанно призывала его на помощь и, несмотря на опасность своего положения, решилась немедленно ехать на поклонение Святым мощам Его. Не имея сил даже двигаться с места, больная вынесена была в повозку и отправилась в путь (13 сентября). Надежда больной, к несказанной радости ее и славе Угодника Божия, вскоре исполнилась. Еще на пути она почувствовала восстановление сил, и за несколько верст до села Воскресенского сама встала из повозки, и. ни кем не поддерживаемая, шла пешком довольно долгое время. Наконец, по приезде в село Воскресенское, где целую неделю провела в каждодневной благодарственной молитве пред Св. мощами Преподобного, после исповеди и приобщения Св. Христовых Таин, получила совершенное исцеление и возвратилась в Ярославль здоровою.

17. Вологодской губернии, Грязовецкого уезда, Комельской слободы крестьянский сын Григорий Ефимов, 16-ти лет, более года был сумасшедшим. С трудом приведенный к Преподобному Сильвестру в конце сентября 1860 года, он жил здесь неделю. В первые дни пребывания в нем не было заметно никакой перемены, по-прежнему он говорил нескладно, был весьма дерзок на руку и никак не хотел молиться. В последние же дни он стал заметно скромнее, выстаивал всю службу и молился с усердием. На пути домой и дома, от октября месяца 1860 года до марта 1861 года, по сказанию сестры, приводившей его к Преподобному, с ним не было ни одного припадка сумасшествия.

18. Костромской губернии, Буйского уезда, помещика Нарышкина, деревни Толстопятова, крестьянский сын Василий Евдокимов лишился ума и более месяца находился в таком жалком положении, что ни себя не понимал, ни других не узнавал, постоянно тосковал и бился. Местный священник читал над ним молитвы 6 раз, но пользы не было; приняты были и врачебные пособия, но болезнь не уменьшалась, а, напротив, еще увеличивалась. Употребивши все средства и не видя от них никакой пользы, отец больного, Евдоким Федоров, наконец пошел с ним к Преподобному Сильвестру. 30 сентября 1860 года они прибыли в Воскресенское, а 1-го октября умалишенный получил исцеление, после чего отправились они домой, славя Бога и Угодника Божия.

19. Любимского уезда, помещицы Евдокии Федосеевой Мариной, деревни Григорьева, крестьянская девица Александра Федотова объявила, что она от сильной болезни в глазах совершенно потеряла зрение. Это продолжалось около трех лет. Но после троекратного путешествия на поклонение Преподобному Сильвестру, молитвами его, прозрела. В первый раз 8 мая 1860 года она увидела свет, как будто сквозь тусклое стекло; во второй раз 14 сентября еще лучше стала видеть, и боль в глазах прекратилась; в третий раз 30 октября, сила и ясность зрения совершенно возвратились, хотя наружные знаки болезни, опухоль век и краснота на глазах, еще были заметны.

20. Проживающий в сельце Остафьеве Солигаличскаго уезда, Костромской губернии, коллежский советник князь Петр Шелешпанский после параличного удара долгое время не владел левою рукою и ногою и страдал нестерпимою болью в боку. Дав обещание съездить на поклонение Преподобному Сильвестру и усердно помолившись, он еще дома стал чувствовать облегчение. Когда же прибыл в село Воскресснское, то, не более как в три дня, получил совершенное исцеление. Ходив за богослужение с костылем, он с каждым днем чувствовал себя лучше. В последний же день его пребывания здесь, после исповеди и приобщения Св. Таии, боль в боку вовсе уничтожилась, и как рука, так и нога совершенно исцелели. Оставив свой костыль, князь Шелешпанский сам по себе подошел к раке Угодника Божия и излил благодарность пред ним за великую и скорую помощь его. Это было 17 декабря 1860 года.

21. Крестьянин Даниловского уезда, деревни Кузнецова, Григорий Дементьев целый год был в совершенном расслаблении. Он не владел ни руками, ни ногами, не мог даже сам употреблять пищи: его поили и кормили другие. Все сподручные меры приняты были к исцелению несчастного, но ничто не помогало. В 1860 году, когда весть о чудесах Преподобного Сильвестра и о множестве богомольцев, идущих в село Воскресенское, достигла деревни Кузнецова, Дементьев пожелал искать врачевства от своей болезни у святых мощей Угодника Божия. Родственники привезли больного в село Воскресенское, внесли в церковь и после литургии и водосвятнаго молебна приложили к раке Преподобного Сильвестра. Угодник Божий благосердо принял его молитву., и страдалец мгновенно почувствовал во всех членах облегчение, а по возвращении домой получил совершенное выздоровление.

22. Любимского уезда, села Никольского, что в Новом, священника Сергия Алферова двухлетний сын ІІетр имел скривленную голову на правую сторону и разслабление во всем теле. Привезенный родителями к Преподобному Сильвестру, он почувствовал облегчение, а по возвращении домой выздоровел.

23. Любимского уезда, деревни Дор, солдатка Евдокия Галактионова 25 лет страдала мучительными припадками беснования и, вместе с тем, не владела руками и ногами. В 1861 году молитвами Угодника Божия Сильвестра, она получила исцеление от той и другой болезни следующим образом: три раза во сне был ей неизвестный голос: «возьми посох и поди к Преподобному Сильвестру». Не имея сил идти и с посохом, она привезена была и в сильном припадке внесена в церковь. Когда приложили ее к раке Преподобного и, после молебна, окропили св. водою, тогда она почувствовала облегчение от болезни, а после двухнедельного здесь пребывания в каждодневной молитве, Галактионова получила и совершенное исцеление, так что припадки к ней уже не возвращались, могла она ходить без всякой помощи и делать все своими руками, и домой пошла пешком, славя Бога.

24. Любимского уезда села Рождественского, что на р. Соти, жена церковного старосты, Ульяна Иванова до того была расслаблена, что, по ее словам, не могла пройти от окна до печки. Но лишь только дала она твердое обещание быть у Преподобного Сильвестра и поклонитъся ему, как почувствовала облегчение и возможность, хотя и с трудом, дойти до Преподобного на своих ногах. По приходе в церковь, Иванова. приложась к образу Преподобного, просила отпеть молебен, по окончании которого почувствовала себя совершенно здоровою и пошла домой, как будто никогда не бывала больною, всюду прославляя имя Угодника Божия.

25. Любимского уезда, гг. Сорохтиных, деревни Бурманова, крестьянская жена Анисья страдала припадками порчи. В 1861 году, пришедши в церковь, где почивают мощи Преподобного Сильвестра, она, с зверским лицом, так что страшно было на нее смотреть, и с неистовыми движениями, начала ругаться над Угодником Божиим. Большие усилия требовались, чтобы приложить ее к образу Преподобного. Будучи наконец приложена, она села у самой раки, и во все продолжение всенощнаго бдения сидела, по временам всхлипывая и произнося ругательства. По окончании службы, сопровождавшие ее просили совершить молебное пение Преподобному с водоосвящением. Во время оного больная то вскакивала с ругательствами, то падала на пол и рвала на себе волосы и одежду. По окроплении святою водою, она опустилась на пол и, пролежав несколько времени, как будто пришла в себя, могла перекреститься, приложилась к образу Преподобного и сказала, что по молитвам Угодника Божия она чувствует значительное облегчение. На другой день стояла она божественную литургию, с усердием молилась у раки Преподобного и, но окончании службы, объявила, что она совершенно здорова. Бывая и после в храме, получившая чудесное исцеление на вопрос о состоянии ее здоровья неоднократно утверждала, что с ней ни крику, ни других припадков, так часто случавшихся с нею прежде, не было; по временам только, говорила она, находит на нее как будто тоска, которая впрочем скоро и проходит.

26. Любимская помещица Евдокия Сидорова Фролова, проживающая в усадьбе Тюрикове, была до того слаба ногами, что едва могла пройти малое расстояние. Когда же с большим усилием пришла в церковь села Воскресенского и иосле молебного иения приложилась к образу Преподобного Сильвестра, ноги ея укрепились совершенно, и она пошла домой совершенно здоровою.

27. Романово-Борисоглебского уезда, вотчины г-жи Фере, деревни Андронова, крестьянин Григорий Елпидифоров в течении двух лет был расслаблен всеми своими членами, так что не мог заняться никакою домашнею работою и даже ходить. В январе 1861 года больной Елпидифоров приведен был своими родственниками к Преподобному Сильвестру, где и получил облегчение от своей болезни, а по возвращении домой выздоровел совершенно и принялся за работы. В благодарность за милость, оказанную Угодником Божиим, Елпидифоров приходил молиться ему 7 мая и рассказал о своем исцелении.

28. Проживающая в селе Макаринове, Костромской губернии, Чухломского уезда, помещица Анна Ивановна Анушкина три года болела ногами, которые постоянно у нее пухли и покрыты были ранами. Прибывши на поклонение Преподобному Сильвестру 11 марта 1861 года, 12-го Анушкина получила исцеление при раке преподобного: опухоль на ногах ее пропала, раны затянуло все, и она пошла домой совершенно здоровою.

29. Костромской губернии, Макарьевского уезда, деревни Морозова, отставной рядовой Василий Емельянов Балагуров объявил, что он 11 лет был слеп; но молитвами Преподобного Сильвестра получил исцеление — прозрел, когда приведен был в первый раз в село Воскресенское на поклонение сему Угоднику Божию Сильвестру. Это было в марте 1861 года. Достоверность сего события засвидетельствовали, кроме исцеленного, бывшие с ним на богомолье той же губернии и уезда деревни Старкова крестьянин Михаил Коротков и деревни Оксентьева крестьянина Кодрата Дмитриева жена Парасковья Иванова, вместо которых по их неграмотности и личной просьбе расписался случившийся при сем объявлении Любимского Геннадиева монастыря иеромонах Даниил.

30. Костромской губернии, Кинешемскаго уезда, Колшевской волости, деревни Безносова, крестьянии Иосиф Иванов объявил, что он в марте месяце 1861 года молитвами Преподобного Сильвестра получил исцеление от глухоты, которою страдал два года, и что потом, когда он отрубил топором большой палец на руке и прибегнул с молитвою к Угоднику Божию, тогда отрубленный палец в скором времени прирос к руке без всякой боли. В удостоверение сих событий Иванов оставил письменное показание за своим подписом.

31. Ярославской губернии, Угличского уезда, сельца Федоркова, угличская мещанка Прасковья Иванова Воробьева (34 лет) объявила, что она недоносивши, преждевременно рождала пятерых детей, которые умирали вскоре после рождения. В великий пост 1861 года привезли ее беременную в село Воскресенское, где она пробыла сутки в усердной молитве пред гробом Угодника Божия о благополучном разрешении от бремени и в свое время разрешилась сыном Стефаном, который доселе жив и здоров. Приписывая такую благотворную перемену в себе милости и помощи Угодника Божия Сильвестра, Иванова пришла в село Воскресенское во второй раз, но обещанию, благодарить его и объявить о сей Его милости. Достоверность сего события засвидетельствовали, кроме Ивановой, бывшие с нею на богомолье соседи, Романово-Борисоглебскаго уезда деревни Никифорцева, крестьянская девица Евдокия Федорова и Харитина Михайлова, а за неумением их грамоте, по личной просьбе, отставной рядовой Андрей Шаров расписался.

32. Пошехонского уезда, деревни Высокова, крестьянская вдова Анна Никитина в 1861 году заболела глазами: боль не давала ей покоя и сна; в 8 недель зрачки глаз сделались белы, как от полных бельм, и она ничего не видела. После многих молитв к Преподобному Сильвестру, решилась она идти в село Воскресенское, куда и ведена была своими родственниками. Не доходя нескольких верст до села Воскресенского, увидела она тусклый свет и могла уже различать предметы, по приходе же в село Воскресенское, в день Св. Пасхи, после молебного пения Преподобному Сильвестру, совершенно прозрела и отправилась в дом свой славя Бога. Действительность чудесного исцеления Никитиной засвидетельствовали соседи ее, деревни Вытержева крестьянки Маремьяна Кириллова и Парасковья Никифорова, а по их неграмотности и по личной просьбе отставной казак Денис Сергеев Квашнин расписался.

33. Пошехонского уезда, вотчины г. Михалкова, деревни Немцева, крестьянская жена Ульяна Артемьева в 1860 году заболела глазами. Болезнь эта, усиливаясь все более и более, дошла наконец до того, что Артемьева в течение девяти месяцев ничего не видела. Слыша о чудесах Преподобного Сильвестра, Артемьева просила сперва домашних своих, а потом соседей, чтобы отвели ее к Преподобному, дабы она могла поклониться ему и попросить помощи в своей беде, но те и другие отказали ей в этом. Огорченная сим отказом, Артемьева просила, чтобы по крайней мере сказали ей, в которой стороне от их деревни находится Угодник Божий Сильвестр. Когда ей сказали об этом, она избрала в той стороне сокровенное место и каждый день по нескольку раз ходила на оное и молилась Угоднику, чтобы он даровал ей прозрение и тем доставил возможность сходить и поклониться его святым мощам. Услышал молитву сию Преподобный и не замедлил своею помощью. В начале мая 1861 года слепая прозрела и с благодарным сердцем пришла помолиться Угоднику Христову, и объявила о своем чудесном исцелении.

34. Костромской губернии и уезда, деревни Шескова. временно обязанная помещика Константина Дмитриева крестьянская вдова Ирина Гаврилова не владела правою рукою и страдала сильною болью в голове. Пришедши в село Воскресенское для поклонения св. мощам Преподобного Сильвестра, Гаврилова получила исцеление от той и другой болезни; боль в голове прекратилась и рукою стала владеть она по-прежнему.

35. Новгородской губернии, Кирилловскаго уезда, Тишинской волости, Казанского Приказа, деревни Дроудиль, солдатская жена Мавра Воронина объявила, что трехлетний сын ее Илья 8 месяцев был слеп, и когда она, Воронина, дала обет идти с ним на поклонение мощам Преподобного Сильвестра, то глаза его начали несколько различать предметы; по прибытии же в село Воскресенское он прозрел совершенно.

36. Калужской губернии, Лихвинского уезда, села Княжинцева, временно-обязанный помещицы Черновой шестнадцатилетний крестьянский сын Сергей Иванов пять лет был совершенно немым. Прибыв в село Воскресенское и отслушав молебен Преподобному Сильвестру, Иванов получил исцеление и начал говорить.

37. Ростовский купец Петр Васильев Хлебников довел до сведения начальства, что жена его Глафира Александрова с 47 лет начала страдать истерическими припадками, продолжавшимися более 20 лет. В продолжение этих лет пароксизмы были частые, а в последнее время, в некоторые дни, повторялись даже по дважды. Во время припадков у больной делалось большое вздутие живота, по временам случалась местная каталепсия и конвульсии. Пользование страждущей медицинскими средствами нисколько не помогало, а болезнь развивалась более и более. Надежды на излечение ее обыкновенными средствами уже не оставалось. Имея веру к Преподобному Сильвестру, больная решилась ехать в село Воскресенское, и там, при гробе святаго Угодника, просить Господа о своем исцелении предстательством Преподобного. В июне месяце 1861 года Хлебникова была привезена в Воскресенское. После сего прошло уже несколько времени, как больная, по возвращении домой, от сильных истерических пароксизмов совершенно освободилась, и хотя болезнь иногда проявлялась, но лишь в какой то неловкости тела или грустном состоянии духа, да и то не долговременно. Достоверность сего засвидетельствовали своим подписом Ростовский купец Петр Васильев Хлебников, купец Никита Иванов Морокуев, купец Николай Быков и ростовский городовой врач Константин Метелицын.

38. Рыбинского уезда, казенной Троицкой волости, села Березова, деревни Исток, крестьянин Лаврентий Савельев 51 года объявил, что он четыре года страдал болезнью — раком на подбородке. В декабре 1860 года он ездил в Москву лечиться, и там, после сделанной над ним в клинике операции, получил облегчение, но не надолго. В июле 1861 года болезнь опять возобновилась на том же месте с болъшей силою и в большем размере: весь подбородок и передняя часть шеи подверглась разрушительному действию рака так, что на них образовалась рана более вершка. Находясь в таком опасном положении и не чувствуя ни малейшего облегчения, Савельев хотел было опять ехать в Москву для лечения: но Господь указал ему иной, лучший путь. Отец болящаго, Савелий Северианов, видит сон, в котором неизвестный голос повелевает ему «не отпускать сына в Москву, а отправить его к Преподобному Сильвестру; он исцелит его». Обрадованный таким видением, отец пересказывает сыну свой чудный сон, и в тот же день, несмотря на совершенную бездорожицу, отправляют больного в указанный путь с проводником. С полною верою и упованием на милость Угодника Божия, больной поехал верхом, и, к славе Угодника и несказанной радости своей, на первом ночлеге в деревне Ильинской, Пошехонского уезда, почувствовал облегчение; постоянно бывшая доселе ломота прекратилась, а по приезде в село Воскресенское, где пробыл три дня в каждодневной молитве пред святыми мощами Угодника Божия, стал чувствовать себя час от часу лучше: все больное место начало заживать, и рана стала закрываться. Достоверность сего чудеснаго события засвидетельствовали получивший исцеление крестьянин Лаврентий Савельев и приехавший с ним проводник, Рыбинского уезда, села Березова крестьянин Аполлон Иванов.

39. 1861 года 18 июля Вологодской губернии, Вельского уезда, Верховского удельнаго приказа и Верховской волости села Сметанинского крестьянина Арсения Чекрыгина дочь, девица Евдокия, 19-ти лет, объявила, что она три месяца вовсе не владела правой рукой и страдала нестерпимою болью в голове, но когда, по обещанию, пошла на поклонение Пре-подобному Сильвестру, то за несколько верст до села Воскресенского получила исцеление от той и другой болезни.

40. Любимского уезда, деревни Жукова, временно-обязанный помещика Жибарова крестьянин Алексей Тимофеев Ситников одержим был падучей болезнью. После продолжавшегося четыре месяца безуспешного лечения разными средствами, он, положившись на промысл Божий, вознамерился отправиться к Преподобному Сильвестру и, утвердившись в этом намерении троекратным сновидением, прибыл в село Воскресенекое, искал там помощи у Угодника Божия, молясь при гробе его, и, по ходатайству Святого, получил совершенное исцеление от болезни. Об этом засвидетельствовал подписом сам Алексей Салтыков.

41. Любимского уезда, деревни Старый Ям, девица Христина Иванова, после бывшей оспы, заболела глазами; боль не давала ей покоя и сиа, так что чрез несколько лет веки глаз совершенно перестали открываться и она ничего не видела. Но после молитв, с которыми особенно обращалась к Преподобному Сильвестру, прося помощи в своей болезни, она один раз увидела во сне светолепного старца, осенившего ее крестным знамением. Проснувшись, Иванова разсказывала об этом видении родным своим и стала несколько различать предметы, а потом совершенно прозрела.

42. Вологодской губернии, Устюгского уезда, Дмитровской волости, деревни Побоища, крестьянская жена Настасья Васильева объявила, что она в продолжении 12-ти лет страдала от раны ужасною болью в правой иоге. Услышав о чудесах Преподобного Сильвестра, она с твердою верою в душе положила обет при малейшей возможности идти в село Воскресенское на поклоиение Угоднику. В тот же самый час, как принято было такое решение, боль в ноге прекратилась, рана закрылась, исцеленная отправилась в Воскресенское и, прошед 500 верст, по благодати Божией не почувствовала в ноге никакой боли.

43. Ярославского уезда, села Великого, гг. Яковлевых временно-обязанная крестьянская жена Анна Иванова два года не владела ни руками, ни ногами, и во всем теле чувствовала расслабление. Надежда на благодатное исцеление при мощах Преподобного Сильвестра побудила ее дать обещание отправиться в село Воскресенское. В это время с пламенною молитвою она взывала к Угоднику Божию, умоляя его из глубины сердца разрешить ее от недугов. II вот в одну ночь в тонком сне видит она Преподобного Сильвестра, который обещает ей исцеление, если она сходит сначала в Ростов и поклонится почивающим там Св. Угодникам. Живейшая уверенность в истине слов Преподобнаго укрепила ее, и она, хотя и с крайним усилием, отправилась в Ростов. Поклонившись здесь в соборе и обителях св. мощам, отправилаеь в село Воскресенское, и из благоговения к Преподобному Сильвестру, чтобы достойнее коснуться его раки и очистить чудотворной силе доступ к своей душе, исповедалась и причастилась св. таин в храме, в котором почивают мощи Преподобного. После того ей сделалось легче, члены ее укрепились, и она, исполненная благоговения и радости, воздав хвалу Богу, дивно прославляющему Святых своих, возвратилась из Воскресенского без труда., с едва чуветвительною слабостью. Чудесное исцеление Ивановой подтвердили два свидетеля.

44. Даниловский мещанин Петр Михайлов Долотов, четыре месяца не владел сперва правой, а потом левой рукой. Сколько он ни употреблял средств домашних и медицинских, но не получал ни малейшего облегчения, когда же положил непременный обет идти на поклонение св. мощам Преподобнаго Сильвестра, тогда рукам его стало лучше, а по исполнении обета. руки его совершенно сделались здоровыми. Достоверность этого чудесного события подтвердили три свидетеля.

45. Обывателей города Костромы Аполлона и Елисаветы Тюриковых сын Николай несколько времени страдал помешательством в рассудке и расслаблением ноги и руки, которыми не мог владеть. Привезенный родителями в село Воскресенское, он несколько раз был прикладываем к надгробию Угодника Божия Сильвестра; на обратном пути домой он почувствовал облегчение, пришел в здравый ум и стал рукою и ногою владеть, как здоровыми. Об этом событии известно из письма Аполлона и Елисаветы Тюриковых, и верность события засвидетельствована местным свяшенником Василием Сахаровым и самим получившим исцеление Николаем Тюриковым.

46. Костромской губернии, Юрьевского уезда, деревни Лежаково, временно-обязанный крестьянин помещика Посеева Иван Фаддеев показал, что он после болезни лишился зрения, и в этом положении находился около двух месяцев. Услышавши о чудесах Преподобного Сильвестра, он дал обет идти в село Воскресенское на поклонение Угоднику Божию, как скоро будет иметь облегчение. И что же? Как только утвердился он в этом намерении, — вдруг прозрел. Это исцеление последовало 6-го января 1862 года. О действительности этого чуда засвидетельствовали сам исцеленный Иван Фаддеев и два человека его соседей.

47. Проживающий в г. Кадникове Вологодской губернии, отставной поручик Тарас Иларионов 55 лет, объявил, что он в феврале 1862 года, на пути в село Воскресенское, куда отправился на поклонение Преподобному Сильвестру, в дороге лишился способности владеть левою рукою, левою ногою и языком. В таком положении он былъ здесь два дня, исповедывался и приобщался Св.Таин, и в таком же положении возвратился домой. По приезде домой он принялся было за лекарства; но пользы не было. И потому, оставя лечение, возложил всю надежду на Господа Бога и Преподобного Сильвестра, которому непрестанно молился и дал обещание опять быть на поклонении, ежели только малейшая будет к тому возможность. Чрез несколько времени Господь молитвами Угодника Своего Преподобного Сильвестра явил к болящему свою милость. Сначала он стал говорить, хотя не так свободно, как прежде, а потом и действовать невладевшими рукою и ногою. Приписывая свое выздоровление милости и помощи Преподобного Силъвестра, он; Иларионов, вторично приезжал, по своему обещанию, благодарить Угодника Божия и счел за нужное объявить о сем для общего сведения. Достоверность сего события засвидетельствована собственноручным подписом получившаго исцеление подпоручика Иларионова и бывшею с ним на богомолье женою его Марфою Николаевою, за которую он и подписался поея неграмотности и личной просьбе.

48. Ярославскаго уезда, прихода села Благовещенского, что на Холму, деревни Яковлевской, шестилетняя солдатская дочь Александра, нашедши где-то копейку серебром, положила ее в рот и легла с нею на печь. Копейка эта проскочила в горло. И вот страшные страдания поразили ее неожиданно. Мать бросилась к ней и увидела, что она задыхается, как бы полумертвая. Много употреблено было стараний, чтоб извлечь монету из горла, но тщетно; тогда мать в слезах просила помощи Преподобного Сильвестра. И что же? девица к удивлению и радости всех предстоящих, мгновенно изрыгнула из горла остановившуюся там монету без боли и доселе пребывает совершенно здоровою. Это было в третью неделю св. Четыредесятницы 1862 года.

49. Мышкинского уезда, деревни Противья, дочь государственного крестьянина Ксения Евсеева, от самого рождения страдала болью в ушах, от чего чувствовала чрезвычайную боль в голове. Пришедши в село Воскресенское 10 мая 1862 года, она с молитвою и слезами приложилась к цельбоносной раке Преподобного Силъвестра, и в это самое время, благодатию Божиею, страдания Евсеевой прекратились, так что обратно пошла она совершенно здоровою. Чудо это, при надлежащем обследовании, в числе многих других очевидцев, подтвердили сама получившая исцеление девица Ксения Евсеева и соседи ее, деревни Шамина крестьянин Арефа Дмитриев и деревни Противья крестьянка Марья Арефова.

50. Костромской губернии; Буйского уезда, временно обязанный крестьянин помещика Маркова сельца Борикина Иоаким Павлов 54 лет объявил, что он с Николина до Петрова дня 1862 года вовсе не владел левою ногою. Нога была рассечена топором (в маклышке) до костей так глубоко, что на том месте и жилы все были повреждены. Много принято было средств и домашних, и медицинских к излечению ноги, к сращению рассеченных жил, но пользы не было никакой. Когда же страждущий обратился с полною верою и усердною молитвою к преподобному Сильвестру и дал непременное обещание быть на поклонении гробу Угодника, то ноге его с каждым днем становилось легче, жилы мало по малу стали срастаться, и наконец он мог ступать ею также свободно как и здоровою. Он пришел в село Воскресенское по обещанию, за 100 верст, не чувствуя в ноге никакой боли. Достоверность сего события засвидетельствовал, кроме получившего исцеление Павлова, бывший с ним на богомолье его сосед, той же губернии и уезда, деревни Княжева крестьянин Павел Никифоров,, а за них, по их неграмотности, по личной их просьбе подписался бывший при объявлении служитель гостинного церковного дома, крестьянин Андрей Иванов Шаров.

51. Костромской губернии и уезда, села Буякова, Введенской церкви диакон Иоанн Писемский был с 1858 года до августа 1862 года одержим сильною болью в ноге; пособия разных врачей не оказывали ему пользы. В великий пост 1862 г. Писемский приходил в село Воскресенское на поклонение Преподобному Сильвестру, но возвратился с тем же недугом. Несмотря на это, он тогда же дал себе обет вторично сходить к Угоднику Божию. 6-го августа он вышел из дому, и чем ближе подходил к с. Воскресенскому, тем хуже становилось ноге его, которую он тащил, задевая за каждый малейший бугорок. Но лишь только дошел до Воскресенского поля, из больной ноги его потекла теплая вода, и он в это же время почувствовал облегчение, а чрез ночь сделался совершенно здоров. В продолжение суточного пребывания в с. Воскресенском ходил он ко всем церковным службам, несколько раз прикладывался к раке Преподобного Сильвестра, и 8-го числа отправился домой, славя Бога и Его Угодника. Достоверность сего засвидетельствовал сам диакон Писемский письмом, которое хранится в подлиннике при Воскресенском храме.

52. Вологодской губернии, Сольвычегодского уезда, Рябовской волости, деревни Грижановской, государственная крестьянская жена Акилина Васильева Балушкина (30-ти лет от роду) объявила, что она, после бывшей в глазах болезии, полтора года была слепа. Но когда обещалась сходить на поклонение Св. мощам Преподобного Сильвестра и непрестанно стала молиться ему, то получила исцеление — прозрела. Это исцеление последовало с нею в 1862 году пред праздником Рождества Христова. В марте 1864 года она пришла в село Воскресенское сама, без всякого проводника за 700 верст, по обещанию, возблагодарить Угодника Божия за милость и объявить о ней. Достоверность сего события засвидетельствовала, кроме получившей исцеление Акилины Васильевой, бывшая с нею на богомолье соседка ее той же губернии, уезда и волости, деревни Тимасовой горы, крестьянская жена, Матрена Егорова Малкова, а за них, по их неграмотности и личной просьбе, расписался бывший при объявлении отставной рядовой Андрей Шаров.

53. Новгородской губернии, города Череповца, дочь губернского секретаря Крайниковского, девица Екатерина, 15 лет, объявила, что она в 1862 году была больна полгода так сильно, что не могла двигаться с места: ее переворачивали на полотне другие. Много принято было медицинских средств к излечению страждущей, но ничто не помогало. Когда же родители больной стали молиться Преподобному Сильвестру и дали обещание ехать на поклонение ему, то силы больной с каждым днем стали постепенно восстановляться, и она скоро выздоровела. Первый выезд ее после болезни был в село Воскресенское с матерью, где они провели несколько дней в благодарной молитве пред гробом Угодника Божия. Достоверность сего события засвидетельствовали, кроме получившей исцеление девицы Екатерины, бывшие с нею на богомолье, мать ее Алевтина Крайниковская, сестра Лидия Крайниковская и жена тамошнего протоиерея, Александра Вознесенская; показание исцеленной и свидетельниц исцеления по неграмотности и личной просьбе трех из них подтвердила своим подписом вышеупомянутая Лидия Крайниковская.

54. Рыбинская мещанка Ирина Егорова Аггеева объявила, что 22 летний сын ее Василий Васильев в конце 1862 года шесть недель был болен так сильно, что никакие лекарства не помогали, и с часу на час ожидали его смерти. В одно время является больному во сне ІІреподобный Сильвестр так живо, как будто наяву, осязает голову и шею больного своею рукою и говорит: «не скорби, все пройдет, ты выздоровеешь». Пробудившись от сна, больной действительно стал с каждым днем чувствовать себя лучше, в скором времени выздоровел и в знак благодарности приходил с своею матерью на поклонение Угоднику Божию. Достоверность сего события засвидетельствовали: мать исцеленного и он сам своим подписом.

55. Костромская помещица Александра Иванова Цветкова сообщила священнику церкви села Воскресенского письменное заявление, засвидетельствованное подписями ее родственников и других лиц, о полученном ею, по молитвам к Преподобному Силъвестру, исцелении от тяжкой болезни. В заявлении этом сообщены следующие сведения о событии. В марте 1862 года, г-жа Цветкова, простудившись, получила сильное воспаление в боку и животе. Болезнь, по своей важности, требовала тщательного медицинского врачевания; но, при скудных средствах, имея на своем попечении больную мать, она не могла воспользоваться им. Поэтому недут усилился наконец до того, что она лишь с великим трудом могла ходить. Находясь в таком несчастном состоянии, Александра Иванова услышала о чудесах, обильно истекавших от мощей Преподобного Сильвестра. Лишенная человеческой помощи, она, возымела горячее желание отправиться в Воскресенское, чтобы у св. мощей Обнорскаго Чудотворца помолиться о своем исцелении. И это желание было столь сильно, что не покидало ее и во время сна: не раз она во сне видела, что собирается ехать в Воскресенское, или уже в дороге. Еще более оно утвердилось в ней после следующего сновидения. Ей виделось, что она была в Воскресенском и молилась там Преподобному Сильвестру. Во время молитвы, она заметила, что к ней приближается какой то старец в монашеском одеянии. Она пала ниц, а старец, подойдя к ней, благословил ее и что-то сказал. Но только в феврале 1863 года Цветкова могла исполнить свое благочестивое намерение, когда скончалась ее нсдужная мать, попечение о которой доселе не позволяло ей совершить желанное странствие. После кончины ее она немедленно отправилась в Воскресенское. Отговевши здесь и приобщившись Св. Таин, Александра Иванова почувствовала в себе перемену к лучшему. С этого времени, выздоровление ее, без медицинских пособий, пошло так быстро, что к лету она была совершенно здорова. Живо сознавая, что исцелена Преподобным Сильвестром, Цветкова дала обет Угоднику Божию еще раз съездить в Воскресенское помолиться у св. мощей его. Но обет не был исполнен, и чрез несколько времени возвратилась к ней болезнь, принеся с собою еще более тяжкие страдания. Выздоровевши же, после долгого лечения, Цветкова, считая возвращение болезни наказанием за неисполнение обета, данного ею Преподобному Сильвестру, вторично произнесла его. В 1868 году она исполнила обет свой и при этом сочла своею обязанностью заявить местному священнику о случившемся с нею.

56. Вологодской губернии, Грязовецкого уезда, деревни Лаврентьева, крестьянина Василия Иванова Слушина жена Ирина Кузмина (52 лет) объявила, что она, страдая болью в левой ноге, в самом следу, не могла ступить на нее без палки, что продолжалось четыре года слишком. Много употреблено было денег и лекарств для излечения ноги, но пользы не было. Услышавши о чудесах Преподобного Сильвестра, больная обратилась с теплою молитвою к Угоднику Божию и немедленно склонила своего мужа отвезти ее в село Воскресенское. На 5-й неделе Великого поста 1863 года, в Субботу, они прибыли сюда, отслушали молебен Преподобному и на другой день отправились домой. По приезде домой она почувствовала себя лучше и в скором времени выздоровела. После того она стала ходить свободно без всякой опоры. Приписывая свое выздоровление милости и помощи Угодника Божия, она прибыла в 1866 году во второй раз благодарить Его и объявить о своем исцелении. Достоверность сего события свидетельствовали кроме исцеленной, зять ее, того же уезда, деревни Маркова, крестьянин Афанасий Михайлов и дочь его Анна Афанасьева, жена крестьянина деревни Нехотова Тимофея Степанова, бывшие с нею на богомолье. Свидетельства их по их неграмотности и личной просьбе утверждены подписом отставного унтер-офицера Ивана Харитонова Романова.

57. Ярославской губернии, Пошехонского уезда, села Захаръевщины, деревни Киселки, временно-обязаннаго крестьянина Димитрия Семенова двухлетняя дочь Евдокия в 1868 году больна была глазами четыре месяца так, что лишилась зрения, и лицо ее покрыто было корою. В этом же году 13 июня крестьянин Дмитрий Семенов ездил с больным младенцем к Преподобному Сильвестру на богомолье; после того больная дочь его в скором времени получила прозрение и выздоровела. Достоверность сего события засвидетельствована письмом от 19 мая 1864 года за № 24, за подписом вышеозначеннаго села священника Алексия Богородскаго, пономаря Аркадия Диаконова, отца получившей исцеление Евдокии, крестьянина Василия Трифонова и крестьянина деревни Тетери Григория Михайлова.

58. Архангельской губернии, Шенкурского уезда, деревни Заборья-Климова Великониколаевскаго приказа, крестьянская девица Анна Васильева Высотина (47 лет) объявила, что она 12 лет страдала кровотечением, много лечилась у врачей, полгода лечилась в больнице архангельской, но пользы не было. В одно время она видит во сне двух старцев, с которыми будто бы она ходила в Киев, Соловецкий монастырь и по другим святым местам. Этот сон внушил ей мысль странствовать по св. местам. В субботу 27 июля 1863 года, она прибыла в село Воскресенское, а на другой день почувствовала, что кровотечение ее прекратилось. Приписывая сие исцеление милости Божией, ниспосланной ей по молитвам Преподобного Сильвестра, Васильева сочла нужным объявить о сем для общего сведения и прославления Угодника Божия. Достоверность сего события засвидетельствована получившею исцеление Васильевой, а за неумением ее грамоте, по личной ее просьбе, подписался бывший при объявлении о сем служитель церковного гостинного дома крестьянин Андрей Иванов Шаров.

59. Вологодской губернии и уезда, деревни Краснухи временно-обязаннаго крестьянина Кузьмы Васильева 13-тилетний сын Александр четыре года находился в таком расслаблении, что совсем не владел ни руками, ни ногами, и лежал неподвижно в особо устроенной для него в доме комнате. Много употреблено было средств и домашних, и медицинских к излечению страждущего, но никакой пользы не было. Слыша от приходящих богомольцев о чудесах, совершавшихся при раке Преподобного Силъвестра, родители больного и сам больной обратились с усердною молитвою о помощи к Угоднику Божию, непрестанно призывали его в молитвах и дали обещание ехать на поклонение ему. Долго не могли они исполнить своего обещания, то по неимению денег, необходимых для пути, то по делам домашним. Наконец в сентябре 1863 года больной отрок Александр стал проситься каждый день со слезами и упросил отца своего ехать к Преподобному. 12 числа сентября расслабленный привезен был в село Воскресенское, в тот же день принесен был с квартиры отцом своим на руках в церковь к вечерне, положен был на пол у самой раки и в таком положении оставался до конца вечерни. Только по временам отец рукою расслабленного сына делал на нем крестное знамение. Вдруг в конце вечерни больной перекрестился, встал, подошел к раке при помощи отца, начал молиться и прикладываться несколько раз к образу Угодника Божия на раке. Об этом чудесном событии тогда же пред всеми богомольцами объявлено было местному священнику сначала отцом исцеленного отрока, а потом самим исцеленным; и по сему случаю совершено было благодарственное молебствие Господу Богу и Угоднику Божию Силъвестру. Это чудо видели все бывшие в то время во храме богомольцы, и достоверность его засвидетелъствовали., кроме получившего исцеление отрока Александра и отца его, бывшие с ним на богомолье сестра Александра, 17-летняя девица Афанасия и их соседки той же губернии и уезда, села Никольского, что на Лиманихе, диакона Николая Алексеева дочь девица Аполлинария и деревни Слободищи крестьянская девица Наталья Прокофьева, а за них, по их неграмотности, и за себя подписался отец исцеленного крестьянин Косма Васильев. В числе очевидцев этого чудесного исцеления были и достоверность его засвидетельствовали своим подписом Костромской губернии, Макарьевского уезда, усадьбы Слободы, помещица из дворян, девица Ольга Иванова Нелидова и той же губернии, Галичского уезда, помещица Фаина Рудомазина.

60. Ярославской губернии, города Рыбинска, таможнего уездного казначейства, присяжного отставного унтер офицера Михаила Михайлова Хлыстова жена, Марья Макарова, объявила, что трехлетний сын их Николай два года страдал глазною болезнью, от которой на глазах образовались наросты в роде бельм. Много и долго лечили его, но пользы не было. Когда же родители больного стали молиться Преподобному Сильвестру о даровании ему исцелеиия и дали обещание ехать на поклонение ему, то наросты, бывшие в глазах его, постепенно сами собою, без всяких лекарств, отпали, глаза очистились; и он, по прежнему, стал видеть все ясно. 8 октября 1868 года он привезен был по обещанию в село Воскресенское к Преподобному Сильвестру, но на глазах его уже не заметно было почти никаких следов болезни. Достоверность сего события засвидетельствовали, кроме матери получившего исцеление Николая, бывшие с ним на богомолье: Рыбинский мещанин Флегонт Черногоров с женою Евпраксиею Гордеевою, который за себя и за неграмотных жену свою и Марью Макарову, по личной их просьбе, руку приложил.

61. Житель Новгородской губернии, города Белозерска, отставной капитан Алексей Федоров Горяинов объявил, что 20 октября 1863 года сделался с ним такой сильный удар в левый висок. что он от него лишился зрения; потом чрез несколько времени повторился удар в правый висок и произвел во всей голове несносную боль. Все меры к облегчению и ослаблению болезни были приняты: но лучше не было. Когда же он обратился с усердною молитвою к Преподобному Сильвестру, стал призывать его на помощь и положил твердое намерение съездить на поклонение ему, то в скором времени получил совершенное исцеление и, во исполнение своего обещания, был в селе Воскресенском. Достоверность сего события засвидетельствована своеручною запискою г. Горяинова, которую он оставил в селе Воскресенском.

62. Любимского уезда, прихода села Чурилова, деревни Кесарихи, крестьянская дочь девица Зиновия Порфирьева в октябре 1863 года ушибла ногу; от ушиба в коленной части сделалась сильная ломота, впоследствии образовался нарыв, и болезнь перешла в другую ногу, и в скором времени обе ноги ослабели так, что Зиновия не могла ими вовсе владеть. В таком положении находилась она более полугода. Все домашние средства к излечению страждущей употреблены были: но ни какой пользы от того не было. Местный священник посоветовал больной и родителям ее обратиться с молитвою к Преподобному Сильвестру, на поклонение которому они прибыли в марте 1864 года. Здесь, после исповеди и Св. причастия и молебна Преподобному, больная получила исцеление. В благодарность за милость Божию, Зиновия изъявила желание остаться у Преподобного на некоторое время и пробыла здесь до декабря 1864 года, ходила каждодневно в храм на Богослужение и здесь, при гробнице Угодника Божия, изливала свои чувства благодарности. Домой возвратилась она уже совершенно здоровою. В 1866 году прибыла она во второй раз, чтобы еще возблагодарить Угодника Божия за милость, и привезла письмо своего приходского священника Фавста Тихомирова, в котором описан весь ход ее болезни.

63. Костромской губернии, Кинешемскго уезда, помещика Н. П. Радькова, деревни Татаринова, временно-обязанный крестьянин Терентий Ионов объявил, что он четыре месяца был сумасшедшим и в это время почти постоянно был связан или скован. В таком положении в июне месяце 1864 года он скованный привезен был к Преподобному Сильвестру, и в таком же положении возвратился домой. В сентябре месяце он почувствовал облегчение, а в октябре месяце после видения во сне Преподобного Сильвестра, повелевавшаго ему ехать в село Воскресенское и благодарить за исцеление, он совершенно выздоровел и приходил благодарить Угодника Божия. Достоверность сего события засвидетельствовали, кроме исцеленного, родная сестра его солдатка Наталья Ионова и соседи, бывшие с ним на богомолье, крестьянка деревни Александровской Анна Васильева, деревни Михалева Александра Симонова и деревни Мишихина Мастридия Степанова, а за неумением их грамоте по личной просьбе отставной рядовой Павел Цветков руку приложил.

64. Любимская помещица майорша Анна Дмитриева Дуссет объявила, что сын ее, ученик Ярославской гимназии 5-го класса, Александр Дуссет, 16 лет, долгое время страдал сильною болью в левой руке, от чего вся рука распухла. Но когда стали молитъся Преподобному Сильвестру и растирать больную руку маслом из лампады от иконы Преподобного, тогда боль в тот же день уничтожилась, и опухоль и краснота на руке пропали.

65. Та же самая помещица Дуссет объявила, что Любимского же помещика Александра Петрова Пушкина, деревни Высокова, крестьянин Иван Евлампиев страдал сильным воспалением во всем теле, от чего все лицо посинело. Но когда больной принял три раза деревянного масла из лампадки от иконы Преподобного Сильвестра, тогда сделалась с ним сильная рвота, после чего больной уснул, и пробудившись, почувствовал облегчение, а чрез несколько дней совершенно выздоровел. Истинность чудесного исцеления засвидетельствовали своим подписом: любимская помещица, майорша Анна Дмитриева Дуссет, любимский помещик майор Александр Дуссет, костромской купеческий сын Николай Демеринов и получивший исцеление, ученик Ярославской гимназии, Александр Дуссет.

66. Вологодской губернии, Тотемского уезда, Чучковского правления, деревни Малахова крестьянин Василий Семенов Суслов объявил, что он полгода страдал от нароста дикого мяса на животе, от которого постоянно была такая сильная боль, что он не мог ни ходить, ни сидеть, даже пил и ел лежа. Но когда дал обещание идти в село Воскресенское на поклонение Преподобному Сильвестру и стал призывать его в молитвах: то дикое мясо само собою отвалилось, а рана зажила без всяких лекарств, оставив только знак на теле. С тех пор он, Суслов, стал ходить свободно и, не чувствуя никакой болезни, пришел к Преподобному исполнить свое обещание. Достоверность сего события засвидетельствована подписом получившаго исцеление Суслова.

67. Вологодской губернии, Кадниковского уезда, деревни Лукичева, солдатская жена Каздоя Иванова Окулова объявила, что она два года не владела правою рукою, и, кроме того, была вся в ранах. Много употреблено было к излечению домашних средств, но ничто не помогало. Больная с каждым днем ждала себе смерти, но молитвами Преподобного Сильвестра, получила исцеление от той и другой болезни следующим образом: раз ей видится во сне, что кто-то подал ей образ Преподобного Сильвестра и сказал: «молись ему». Она, взявши образ в руки, проснулась, и к невыразимой радости своей перекрестилась не владевшею рукою; затем мало-помалу стали закрываться на теле раны, и она, чувствуя себя с каждым днем лучше, скоро выздоровела. Достоверность сего события засвидетельствовали: получившая исцеление Окулова и мать ее, той же деревни солдатка вдова Дарья Гаврилова, приходившая вместе с дочерью на богомолье, благодарить Угодника Божия за исцеление.

68. Новгородской губернии, Череповского уезда, села Муравьева, деревни Шелухи, крестьянская девица Анна Гаврилова (69 лет) объявила, что она 11 лет была слепа. Наконец, 13 июня 1865 года, после молебна Преподобному Сильвестру, увидела свет огней на свечах и людей, как сквозь тусклое стекло. Это подтвердила бывшая с нею на богомолье ее соседка, той же деревни крестьянская жена Федора Васильева, а вместо их, за неумением грамоте, по личной их просьбе, подписался временно-обязанный г. Шайтановой, деревни Белоглазова, Любимского уезда, крестьянин Николай Павлов.

69. Вдова канцеляриста Костромской губернии, Галичскаго городнического правления, Александра Семенова Царевская, объявила, что она долгое время страдала сильною болью в голове, от которой по временам делалось необыкновенное дрожание во всем теле и доводило ее до беспамятства. Много употреблено было средств к излечению болезни; но успеха не было. Пред днем Преподобного Макария она увидела в окно соседей и узнала от них, что они собираются на поклонение Преподобному Сильвестру. Узнавши о сем, она стала умолять их, чтобы они взяли ее с собою, а Преподобного стала просить со слезами, чтобы он даровал ей силы и здоровье для совершения пути. В то же время она почувствовала в себе силы и чрез три дня отправилась пешком со своими знакомыми. 3 августа 1865 года прибыла она в село Воскресенское и в тот же день почувствовала совершенное выздоровление; провела здесь двое суток в благодарной молитве и возвратилась домой, славя Угодника Божия Вместо чиновницы Царевской, за неумением ее грамоте, подиисался по личной ее просьбе Афанасьевского монастыря послушник Антоний Горев.

70. Проживающая в городе Ярославле гравера Николая Никитина Пятерикова дочь Александра, 14 лет, была одержима страшными припадками беснования. Припадки сии повторялись с ней весьма часто, и где бы ни случилось, она вдруг упадала с криком, билась и терзала саму себя. Во все время этой страшной болезни она не могла видеть ни одной божественной книги; вставши от сна, никогда не читала никакой молитвы и других молящихся при ней или читающих духовные книги ненавидела. По рассказу ее, с ней неотлучно был какой то старик, который запрещал ей и молитвы читать, и в церковь ходить, и делать вообще все богоугодное. Когда же до родителей ее и до самой Александры дошел слух об исцелениях, бывающих при раке Преподобного Сильвестра, и они вознамерились отправиться на поклонение Угоднику, старик строго запрещал Александре предпринимать это путешествие. Однако же добрая мысль родителей наконец была приведена в исполнение, На пути к Угоднику Божию, не доезжая 23 верст до г. Данилова, когда они в глухую полночь ехали лесом, вдруг начинают беситься лошади. Пятериков, не обращая внимания на свою дочь, бросился к ним, чтобы удержать их; между тем в это время, по собственному рассказу Александры, бывший при ней неотлучно старик схватил ее за шею и начал давить с такою силою, что она думала уже расстаться с жизнью; шея ее, постепенно раздуваясь, сравнялась с лицом, из рта повалил клубом дым. С этим вместе отстал от нее и старик, обругал ее, и, кувыркаясь, мало по малу начал пропадать, доколе не исчез совершенно из вида. После этого Александра почувствовала себя совершенно здоровою. И когда достигли до села Воскресенского, отец и дочь в полной радости со слезами благодарили Угодника Божия за полученное благодеяние и, достойно прославив дивного во святых своих Бога, отправились в обратный путь.

71. Рязанского Богословского монастыря монах Савва, страдая повреждением головы и расстройством ума с 1854 года, 24 августа 1865 года, ради молитв Угодника Божия Сильвестра, получил неожиданное исцеление. Об этом событии записано со слов исцеленного.

72. Любимского уезда, казенной деревни Ряполова, крестьянская девица Маремьяна Григорьева была так расслаблена всем телом, что едва могла двигаться, и в то же время страдала таким сильным внутренним расстройством, что невозможно было употреблять ей никакой пищи. Услышавши об исцелениях, совершавшихся при раке Преподобного Сильвестра, Григорьева прибыла на поклонение ему. По совершении молебного пения, возвращаясь домой, она почувствовала себя совершенно здоровою, и, благодаря Бога и Его Угодника, с радостью принялась за работы, не чувствуя более никакого расслабления в теле.

73. 22 ноября 1869 года у мощей Преподобного Сильвестра совершилось чудесное исцеление крестьянской жены (Костромской губернии, Галицкого уезда, Ватамоновской волости, деревни Баранова) Анны Артемьевой от немоты, которой она была подвержена около года. Из официального об этом событии донесения местного причта и из клятвенных показаний разных лиц, как родственных Артемьевой, так и сторонних, но хорошо знающих ее прежнее болезненное состояние, оказываются следующие обстоятельства ея болезни и исцеления. Два года тому назад, Артетьева была выдана за крестъянина вышеназванной деревни Павла Несторова. С первых же дней своего супружества она должна была вести в его доме самую горькую жизнь, так как он, по наветам своей матери Сигклитикии Андреевой, невзлюбившей невестку, скоро отвратился от нее, а Андреева постоянно бранила ее и, нередко, даже била. Когда же, по просьбе матери ее, крестьянки Капитолины Игнатьевой, Андреевой сделан был в волостном Правлении строгий выговор за жестокое обращение со своею невесткою-Артемьевой, она еще более возненавидела ее и стала обременять новыми тяжелыми работами. Так, осенью 1868 года, между прочим, она придумала отправлять ее одну в лес рубить дрова. Около недели Артемьева ходила в лес, без куска хлеба и в изодранном одеянии, и в последний день работы своей, пред наступлением вечера, от усталости, села и со слезами погрузилась в свою грусть. И вот, когда она будто забылась, ей представились со всех сторон огни, и, в испуге, она побежала, не сознавая куда. В тот же вечер барановские крестьяне Сергей Федоров и Федор Иванов увидели Артемьеву за гумнами деревни Печелок, идущею в противоположную сторону от своей деревни, и окликнули ее; но она не остановилась и, в ответ им, только помахала руками. На следующее утро ее нашли в верстах 10-ти от Баранова, при чем оказалось, что она не может говорить. Родные Артемьевой и соседи думали сначала, что она притворствует. Поэтому они стали следить за нею и испытывать ее разными способами, как то: щекотали, посылали одну боронить или пахать, где, управляя лошадью, невозможно удержаться от произношения слов и т. п. Но все подобные испытания послужили лишь доказательством того, что она действительно лишилась способности говорить. С тех пор Артемьева в продолжении целого года оставалась немою, вместе с чем не замечали также, чтобы она когда-нибудь плакала или смеялась. Во все это время у нее лицо и грудь были опухлые, и она ничего не могла делать как следует, походя более на умалишенную. Между тем Капитолина Игнатьева, болезнуя о несчастном состоянии своей дочери, сама дала обещание и ее к тому же расположила, сходить осенью 1869 года за 200 верст на поклонение к Преподобному Сильвестру. 21 ноября они пришли в село Воскресенское. Когда Артемьева явилась к первой церковной службе, то внезапно почувствовала некоторую свободу в челюстях, а на следующий день, после литургии, получила и совершенное исцеление от своего долговременного недуга. Чудесное же исцеление совершилось следующим образом. После литургии, когда, по просьбе ее матери, был отслужен молебен Преподобному Сильвестру, Артемьева приложилась к образу Угодника Божия, и лишь только припала к отверстию, чрез которое виден гроб чудотворца, как неестественно вскрикнула, язык у нее стал двигаться, изо рта во множестве потекли слюни, и она заговорила. В то время, как совершилось чудесное исцеление, Артемьева была в забытьи, и, опомнившись, сначала представляла себя в лесу на той работе, где случился с нею припадок и где она онемела. После того Артемьева стала говорить свободно и разумно.

74. В 1860 году, июля 31 дня, после всенощного бдения, от 10 до 12 часов над селом Воскресенским, видимо было следующее знамение: прежде всего образовалось огненное сияние в виде круга, из которого во все стороны разливались огненные лучи (в виде огненных, столпов). Несколько времени эти лучи переходили с места на место, и то являлись, то исчезали; наконец из них образовался огненный крест, которым явление и кончилось. Достойно замечания, что это явление было видимо только в селе Воскресенском, а в других местах, даже неподалеку, оно представлялось только заревом В 1861 году в ночь на 27 число сентября после всенощной, также виден был свет, подобный свету самой яркой звезды. Явление двигалось по направлению от восточной стороны Воскресенской церкви к югу и потом к.западу, к заповедиой роще, делая полукруг, в очень близком расстоянии от земли. Движение это было так быстро, как не может ходить ни один человек; в одно мгновение свет переходил с одного места на другое на расстоянии приблизительно от трех до пяти верст; в одно мгновение он исчезал и снова опять ярко светил; этот чудный свет проходил и по воде. Свидетелями этого необыкновенного явления были: губериский секретарь Алексей Николаев Лебедев, кандидат богословия Феодосий Ивановнч Петровский, которым оно своеручно и записано в киигу, отставной рядовой Павел Цветков и отставной уитер-офицер Васнлий Степанов Константинов.
(Рассказ об этих двух чудесных знамениях не включен С.К. Смирновым в общий перечень чудес, а приведен отдельно, в примечании к житию преп. Сильвестра).

(По книге С.К. Смирнова «Преподобный Сильвестр, игумен Обнорский, чудотворец»)