Благословенные грамоты

Благословенные грамоты, хранившиеся в ризнице Воскресенского храма

1. Благословенная грамота Святейшего Патриарха Иосифа на обновление церкви Обнорского Воскресенского монастыря, где ныне существует приходская Воскресенская церковь, в которой почивают мощи Преподобного Сильвестра.

Божиею милостию, се аз смиренный и великий Господин Святейший Иосиф Патриарх Московский и всеа Руси. Били нам челом, Ярославскаго уезду, Костромския десятины, Воскресенскаго монастыря келарь старец Савватий с братиею, а сказали: в монастыре у них церковь во имя Воскресения Христова, и на той-де церкве кровля обвалилась, и в церкве престол подгнил, и нам бы им пожаловать благословить велети б им покрыть наново и в церкве престол поставить новой. И аз смиренный и великий Господин Святейший Иосиф Патриарх Московский и всеа Руси, Ярославскаго уезду, Костромския десятины, Воскресенского монастыря келаря старца Савватия с братиею пожаловал благословил, велел им в том монастыре церковь Воскресения Христова покрыть наново и в церкве престол поставить нов, а старую кровлю тоя церкви и престол велел вывести в поле, в чисте месте огнем спалить, а старой антиминс велел заделать в новом престоле в десном столбце от восточныя страны; а как тое церковь перекроют и престол новой поставят, и на той новой престол велел и антиминс дать и освятить той храм по правилам Святых Апостол и Святых Отцев. Писана в Москве лета 7156 Сентября в 25 день.

2. Благословенная грамота Святейшего Патриарха Никона на построение храма, во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, над гробом Преподобного Сильвестра Обнорского.

Никон, патриарх Московский и всея Руси

Божиею милостию, се аз смиренный и великий Государь Святейший Никон, Патриарх Московский и всея великия и малыя и белыя России. Бил нам челом приказу большаго дворца подъячей Григорий Старков, а в челобитной ево написано: в прошлом 7162 годе; по Государеву указу, послан он был в Черкасы к Гетману к Богдану Хмельницкому о Государевых делах на-скоро трожды, и в тех-де посылках многу себе тесноту видел и обещался построить в Ярославском уезде в Воскресенском монастыре церковь во имя Покрова Пречистыя Богородицы над гробом Преподобного Чудотворца Сильвестра Обнорскаго, а над тем-де гробом стоит часовня, а церкви нет. И нам бы ево пожаловать велеть в том Воскресенском монастыре над гробом Чудотворца Сильвестра построить церковь во имя Пречистыя Богородицы, и велеть ему на ту новую церковь лес ронить и антиминс дать и освятить. И аз смиренный и великий Государь Святейший Никон, Патриарх Московский и всея великия и малыя и белыя России, его Григория пожаловал благословил, велел ему на тот новой храм лес ронить и в том лесу над тем гробом Преподобного Чудотворца Сильвестра Обнорскаго воздвигнути новый храм во имя Покрова Пречистыя Богородицы, и на той новой церкви велел учинить главы круглы, не высоки, а царския двери были б на одном брусу, а которая над тем гробом поставлена часовня, и тое часовню разобрать, а как тот новый храм построит, велел и антиминс дать, и освятить попу со диаконом по правилам Святых Апостол и Святых Отцев. Писана на Москве лета 7164 Февраля 20 дня.
На обороте длинного столбца написано: Диак Парфенев. На печати рука благословляющая.

3. Благословенная грамота Святейшаго Патриарха Питирима на обновление церкви Обнорского Воскресенского монастыря.

Питирим, патриарх Московский и всея Руси

Божиею милостию, се аз смиренный и великий Господин Святейший Питирим, Патриарх Московский и всея России. В 7181 (1673) году бил челом нам Ярославскаго уезду, Костромской десятины, Воскресенского монастыря строитель черный поп Варлаам с братиею, а в челобитной их написано: В том-де Воскресенском монастыре из давних лет построена была древянная теплая церковь во имя Сретения Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, и та-де церковь ветха и служить в ней нельзя, и ныне-де они обещались тое ветхую церковь разобрать, и на том месте построить новую церковь, во имя тот же престол. И нам бы ево строителя чернаго попа Варлаама с братиею пожаловать благословить велеть тое ветхую церковь разобрать, а на новую церковь лес ронить, и в том лесу в том Воскресенском монастыре на старом церковном месте построить новую церковь во имя Сретения Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, и антиминс дать. И аз смиренный великий господин Святейший Питирим. Патриарх Московский и всея России, Ярославскаго уезду, Костромской десятины, Воскресенского монастыря строителя чернаго попа Варлаама с братиею пожаловал благословил, велел; в том Воскресенском монастыре ветхую церковь разобрать, а на новую церковь лес ронить, и в том лесу на старом церковном месте построить новую церковь во имя Сретения Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, а верх на той церкви был бы не шатровый и алтарь сделан круглый тройной, а в церкви в алтарной стене посреди были-б царския двери, а по правую их сторону южныя, а по левую северныя, а подле царских дверей по правую сторону меж южных вначале поставить образ Всемилостиваго Спаса, а подле Спасова образа поставить образ настоящаго того Святаго храма, а по левую сторону царских дверей меж северных вначале поставить образ Пречистыя Богородицы и иныя образы по чину. А как та церковь совсем совершится, и на тое церковь велели и антиминс дать и освятить ту церковь по чину, как о том напечатано в потребниках, а старыя церкви церковныя бревна, которыя пригодятца, велеть класть к новой церкви в поделку в мост и в паперти, а буде не годятца, и те бревна велели вывести в поле и в чисте месте огнем спалить, а пепел под алтарем настоящей церкви в землю вкопать; а стараго престола антиминс велели вделать в той новой настоящей церкви в новом престоле, в десном столбце от восточной страны, вытесать ящиком и накрыть доскою. Писана в Москве лета 7181 декабря в 31 день.

4. Влагословенная грамота Преосвященного Ионы, Митрополита Ростовского и Ярославского, на обновление церкви Обнорского Воскресенского монастыря.

Иона, митрополит Ростовский и Ярославский

Божиею милостию Преосвященнаго Ионы Митрополита Ростовскаго и Ярославскаго, Ярославскаго уезду в служен в стан, Воскресенскаго монастыря игумену Никону. В нынешнем во 195 году Декабря в 16 день бил челом нам тый игумен с братиею, а в челобитной вашей написано: Церковь-де Божия холодная у вас в монастыре Воскресения Христова ветха, и служить-де в ней нельзя, и нам бы вас пожаловать благословить тою старую церковь разобрать и построить вновь церковь Божию во имя Воскресения Христова на старом церковном месте, потом бы дать нашу благословенную грамоту. И как к тебе сия наша грамота придет, и ты бы игумен, по нашему благословению и по сей нашей грамоте, велел на то новое церковное строение лес готовить, а как изготовят, и иа старом церковном месте, подався немного на восток, велеть обложить новую церковь во имя Воскресения Христова, а на основании тоя святыя Божия церкви говорил бы ты молитвы, и пел молебны, и воду святил, и святою водою церковное место кропил, и как церковь обложат и совершат, и церковное строение исполнят, и ты бы на освящение тоя святыя Божия церкви взял в Ростове у нашего казначея священномоиаха Василия наше благословение святый антиминс, и призвал бы ты из Ярославля соборныя церкви протопопа Іоанникия или попа да диакона, и тое церковь Божию по правилам Святых Апостол и Святых Отцев освятили и Божественную литургию соборне служили и молили Господа Бога и Пречистую его Богоматерь и Святаго Славнаго ГІророка и предтечю Крестителя Господня Іоанна и Святых Небесных Безплотных Сил и всех святых о благосостоянии святых Божиих церквей, о мире и о тишине всего мира и о благоверных великих Государях Царех и великих Князех Іоанне Алексеевиче, Петре Алексеевиче всея великия и малыя России Самодержцах о многолетном здравии, и о благоверных Царицах и о благородных Царевнах многолетном здравии, и о Великом Господине Святейшем Иоакиме Патриархе Московском и всея России многолетном здравии и о душевном спасении, и о христолюбивом воинстве и о всенародном православном хриетианстве, а четыредесятницу бы в той новой церкви служить все шесть недель по вся дни по преданию и по правилам Святых Апостол и Святых Отцев, яко же достоит, не отложно ничтоже. А под церковным помостом и по сторонам иных приделов и престолов не приделывать, а старую церковь велеть разобрать и во едино место скласть и огородить, чтобы никакая нечистота не прикасалась; а с престола святый антиминс положить новаго престола в восточную страну в правой столбец, а индитию и срачицу, свив старым препоясанием, положить под престол, а верхнюю дску и столбцы сохранить под церковью в земле, и о всем учинить так, как в большом требнике напечатано. Писана сия наша благословенная грамота в Богоспасаемом граде Ростове, лета 7196 (1686) Декабря в 16 день.
.
5. Грамота благословенная Преосвященнаго Арсения, Митрополита Ростовского и Ярославского, на построение новой церкви во имя Сретения Господня, вместо сгоревшей.

Арсений, митрополит Ростовский и Ярославский, в заточении

Божиею милостию, смиренный Арсений Митрополит Ростовский и Ярославский. Сего Августа 7 дня 1755 году подали нашему архиерейству епархии нашей Ярославскаго уезду Воскресенскаго монастыря, что на Обноре, игумен Пармен с братиею да того-ж монастыря и вотчины церковный староста деревни Губина крестьянин Иван Сергеев и приходския люди челобитное, представляя, что во оном Воскресенском монастыре имелась теплая деревянная церковь во имя Сретения Господня, которая в прошлом 1725 году Маия в 24 числе волею Божиею сгорела, и ныне он игумен со всеми приходскими людми желает вместо означенной сгоревшей церкви построить вновь деревянную теплую церковь во именование Сретения Господня, а без указу нашего архиерейства строить не смеет, — просили, чтоб повелено было вновь деревянную теплую церковь построить и о том дать указ. Которой челобитной наше архиерейство слушав, благословили и повелели тебе игумену Пармену с братиею в означенном Воскресенском монастыре, по изготовлении подлежащих устроению деревянной церкви материалов, заложить на объявленном сгоревшей церкви церковном (ежели оно к устроению деревянной церкви удобно явится, ежели ж не удобно, то в друтом близ того твердом и безопасном) месте вновь деревянную теплую церковь в показанное именование Сретения Господня, и строить по подобию протчих святых великороссийских церквей, а построя ту новую деревянную церковь убрать и украсить святыми иконами и прочим церковным благолепием, как святыя правила, церковныя уставы и состоявшейся в 742 году Октября 9 дня в Святейшем Правительствующем Синоде указ повелевают, и в той церкви престол сделать по силе состоявшагося ж в 734 году Сентября 18 дня в Святейшем Правительствующем Синоде определения равномерный, а имянно не менее в вышину аршина шти вершков и со дскою, в длину аршина осми вершков, в ширину аршина осми вершков (в длину же и ширину хотя и более сего не запрещается), и ко освящению приличное все изготовить, и чтоб церковныя сосуды были серебряныя, а по крайней необходимой нужде оловянныя из чистаго олова, и олтарныя одежды и священнослужительския облачения имели хотяб шелковыя; а когда та церковь построена и оное приличествующее ко освящению совсем изготовлено будет, тогда оное все описать тебе игумену с достоверным свидетельством и ту опись прислать к нашему архиерейству при доношении, и по усиотрению нашему из той описи, есть ли оная церковь с таковым удовольствием совершенно окажется, тогда и о освящении оной церкви от нашего архиерейства позволение учинится, а без таковаго оной новопостроенной церкви удовольствия и освидетельствования о освящеиии тоя церкви позволения учинено не будет; и Ярославскаго уезду Воскресенского монастыря, что на Обноре, игумену Пармену с братиею учинить о том по сему нашему повелению непременно. Августа 8 дня 1755 году.

6. Благословенная грамота Преосвященного Афанасия, Епископа Ростовского и Ярославского, на построение новой церкви во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, вместо обветшавшей.

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ, СМИРЕННЫЙ АФАНАСИЙ ЕПИСКОП РОСТОВСКИЙ И ЯРОСЛАВСКИЙ.
Сего Марта 16 дня поданным нам Ярославскаго уезду Мантеневскаго заказу церкви Воскресения Христова, что на Обноре, поп Андрей Иванов да церковный староста ведомства государственной коллегии экономии прежде бывой Воскресенского монастыря, что на Обноре, вотчины, деревни Губина крестьянин Федор Иванов прошением представляя, при оной-де Воскресенской церкви имеется вторая деревяиная церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, которая от давняго построения и от дождевой погоды весьма обветшала, в коей уже и священнослужения исправлять не можно, и ныне-де все приходския люди со общаго согласия желают оную обветшавшую Покровскую церковь разобрать, а вместо ее на том же месте и в тож именование Покрова Пресвятыя Богородицы построить вновь деревянную ж церковь, точию-де той ветхой церкви разобрать, а вместо ее на том же месте в тож именование новой построить, без благословения нашего не смеют, просили, чтоб повелено было вышеявленную обветшавшую Покровскую церковь разобрать, а бревна употребить на печение просфор, и по разобрании оной на том же церковном месте и в тож наименование построить вновь деревянную церковь благословить. Котораго прошения слушав, определили мы: Ярославскаго уезду закащику села Мантенева попу Василию в помянутой ветхой деревянной Покровской церкви наипервее святый престол осмотреть, не имеется ль в нем под одеждою пришитых или в столпцах положенных каковых святых мощей или антиминсов с мощами, и буде каковые святые мощи или антиминсы найдутся, оные, положа в удобной ящик и запечатав, прислать Ростовской соборной церкви к протоиерею тоя церкви с священником, и тот престол, також и жертвенник, тебе закащику самому с священно — служителями, кроме простолюдинов, разобрать благопорядочно, а престольную и жертвенничную дску и престольныя столбцы и перекресья и снятыя с них срачицы и верви все зжечь, и пепел изсыпать в реку, а из престольной и жертвенничной одежд, ежели не ветхи, сделать покровы или пелены, ежели ж ветхи, то потому-ж сжечь и пепел изсыпать в реку, и потом оную церковь разобрать, а по разобрании на прежнем церковном (ежели оное к строению удобно, ежели же иеудобно, то на другом близь того твердом церковной земли) месте заложить вновь церковь в тож именование Покрова Пресвятыя Богородицы., и велеть оную строить по подобию прочих великороссийских церквей; из разобранной же ветхой церкви бревна и протчей лес употреблять на печение просфор, в домы ж на топление их отнюдь не употреблять и не разхищать, а построя означенную церковь в показанное наименование убрать и украсить святыми иконами и протчим церковным благолепием так, как святыя правила, церковныя уставы и состоявшейся в 742 году Октабря 9 дня в Святейшем Правительствующем Синоде указ повелевают, и престол сделать по силе состоявшагося в 734 году Сентября 13 дня в Святейшем же Правительствующем Синоде определения равномерные, а имянно не менее в вышину аршина шести вершков и со дскою, в длину аршина осми вершков, в ширину аршина четырех вершков (в длину и ширину хотя и более сего не запрещается), и ко освящению тоя церкви приличное все изготовить, и чтоб церковные сосуды были серебряные, а по крайней и необходимой нужде оловянные из чистаго олова, и олтарныя одежды и священнослужительския облачения имелись хотяб шелковые; а когда та церковь построена и приличествующее ко освящению ее изготовлено будет, тогда оное все тебе закащику, по силе означеннаго 742 году Октября 9 дня указа, описать с достоверным свидетельством, и ту опись за рукою той церкви священноцерковнослужителей прислать к иам при доношении немедленно, и по усмотрению нашему из той описи, естьли оная церковь со удовольствием совершенно окажется, тогда и ко освящению оной от нас позволение учинится, а без таковаго оной построенной церкви удовольствия о освящении позволения учинено не будет; сего ради с сея грамоты списав точную копию, со освидетельствованием за рукою тебя закащика, означенной церкви священноцерковнослужителям и приходским людям для ведома и непременнаго исполнения отдать с росписками рук их, и закащику попу Василию учинить потом по сему нашему повелению непременно. Марта 16 дня 1770 года.

(По книге С.К. Смирнова «Преподобный Сильвестр, игумен Обнорский, чудотворец»)