Иконография

pelena1. Самое раннее из известных изображений преподобного Сильвестра Обнорского — вышитый шелком покров с его мощей, датированный XVII веком. Святой изображен в рост, с благословляющей десницей, в шуйце он держит свернутый свиток. Под ногами расположена посвятительная надпись: «7172 (1664) года дал в дом Селивестру чудотворцу покров черный старец Селивестр на Обнору реку по себе и родителех». По периметру покрова вязью вышиты тропарь и кондак святому.
Изображение лика преподобного поражает портретным своеобразием. Возможно, оно восходит к более древней, или даже прижизненной иконографии.
Покров находился в Воскресенском храме до самого его закрытия. В двадцатые годы XX века он был передан в расположенный поблизости Вознесенский храм (с. Вознесенье), который оставался действующим до 80-х годов (сейчас он в полном запустении). Из Вознесенского храма он был изъят в 60-е годы экспедицией Государственного Эрмитажа. Ныне, после сложной реставрации, он находится в фондах Эрмитажа.
Публикация: «Памятники русской старины. Итоги работы экспедиции по сбору произведений древнерусского и народного искусства. Каталог выставки. СПб., 1993»

435ob2. Изображение из «Ростовского Патерика» — рукописного сборника житий ростовских и ярославских святых, созданного в XVIII в. (РНБ, Тит. 43, л. 435 об.)
Святой изображен на фоне небольшой деревянной церкви. Подпись над ней гласит: «Церковь, где положены мощи преподобного Селиверста». Вероятно, это Покровская церковь, построенная в 1656 году (см. раздел «История храма»).
Он в молении обращается к Нерукотворному образу Спасителя; под ним подпись: «Сей святый нерукотворенный образ имеется в Воскресенском монастыре, что на Обноре, писма преподобного Силвестра». Древний и чтимый Нерукотворный образ, действительно, находился в Воскресенском храме, однако другие источники не упоминают о том, что он был написан самим преп. Сильвестром.
Надпись на свитке: «Братие, плод духовный есть любы, радость, долготерпение, благость, милосердие» (Гал 5:22).

xix_v3. Небольшая икона (100х130 мм.) написана скорописью «по олову» (тонкий слой олова, покрытый олифой, имитирует позолоту). Такие иконки писались для паломников, во множестве посещавших Воскресенское во второй половине XIX века.
Для нас эта икона, некогда привезенная домой с Обноры неизвестным богомольцем — драгоценное свидетельство почитания чудотворца нашими предками, реликвия старого Воскресенского.

 

gravura4. Гравюра из книги о. Алексия Братановского о Воскресенском храме. И лик преп. Сильвестра, и здания монастыря изображены условно. Часовенка на первом плане обозначает источник, ископанный преподобным.

 

 

 

 

 

1145. Эта резная икона находится над святым источником, ископанным преподобным Сильвестром. Она была выполнена в наши дни настоятелем Воскресенского храма, иеромонахом Вениамином (Мальцевым).