Краткий обзор рукописных источников

Древние списки жития преподобного Сильвестра не дошли до наших дней. Рукопись, хранившаяся в Воскресенском храме и предположительно содержавшая житие святого, погибла в пожаре в конце XVIII века (об этом сообщает в своей книге А. Братановский; пожар случился в доме помещика Чагина, взявшего рукопись на время для прочтения). Таким образом, С.К. Смирнов, составляя житие святого, мог пользоваться лишь устными преданиями и отрывочными сведениями о нем, содержащимися в документах XVII-XVIII вв. Он ссылается на следующие источники (мы по возможности указываем их современные библиотечные шифры):

1. Рукописная Общая минея, хранившаяся в Воскресенском (ныне утрачена);

2. «Ростовский патерик», иллюстрированный сборник житий ростово-ярославских святых, составленный в XVIII в. (РНБ Тит. 43, л. 435 об — 448);

3. Сборник житий святых русского Севера, составленный во второй половине XVIII в. в Кожеезерском монастыре и входящий в состав Соловецкого собрания (РНБ Сол. 182, л. 163);

4,5. Рукописи из собрания Невоструева (РГБ, номер не указан) и из Румянцевского музея (РГБ Ф. 256 № 364).

Все перечисленные рукописи содержали в различных редакциях одни и те же материалы: запись о времени кончины святого (1379 год, при князе Димитрии Донском и митрополите Московском Киприане) и описание его посмертных чудес, датированных XVII-XVIII вв. В «Ростовском патерике», кроме того, есть изображение святого (см. раздел «Иконография»), в кожеезерском сборнике приводятся тропарь и кондак.

Кроме того, Смирнов ссылается на рукопись XVII в. из собрания МДА (№ 209), озаглавленную «Книга глаголаемая описание о российских святых, где и в котором граде или области, или монастыре и пустыни поживе и чюдеса сотвори всякого чина святых». В ней есть краткое сообщение о преп. Сильвестре: «Преподобный Селивестр игумен Воскресенскаго монастыря иже на Обноре реце. Бысть ученик святаго Сергия чюдотворца. Преставися в лето…» (дата в рукописи пропущена). Эта рукопись опубликована на сайте Троице-Сергиевой лавры.

Необходимо упомянуть и источник, по-видимому, неизвестный Смирнову: житийный сборник начала XVIII в. из Погодинского собрания (650). Эта рукопись или была составлена в городе Любиме, или долгое время находилась в нем. На листе 370 пометка скорописью: «Сия тертать (тетрадь) любимца». На л. 374 — повествование о пожарах, опустошавших Любим в 1690, 1712 и 1719 годах, с подробным перечнем церковных и светских строений, уничтоженных огнем. На л. 497 — краткая повесть об основании преп. Сильвестром Воскресенского монастыря «на реце Обноре, на горе высоце», не содержащая ни дат, ни каких-либо житийных сведений.

В некоторых работах XIX в. можно встретить датировку жизни преп. Сильвестра, отличающуюся от общепринятой. Так, А.А. Титов (Город Любим и упраздненные обители в Любиме и его уезде, М., 1890) предполагает, что святой жил двумя столетиями раньше, в середине XII века. Нам не удалось обнаружить никаких сведений, подтверждающих эту версию. Письменные свидетельства о кончине преподобного, начиная с XVII в., указывают ее точную дату: 25 апреля 1379 года.