История храма

dav

Преподобный Сильвестр почил о Господе 25 апреля (8 мая) 1379 года, в день св. апостола и евангелиста Марка. Вскоре после блаженной кончины преподобного, от гроба его стали истекать чудесные исцеления, и над местом его погребения была устроена часовня. Преемником преподобного в управлении монастырем стал игумен Лаврентий. При нем и при его преемниках до XVII века состояние монастыря мало известно.

Река Обнора близ Воскресенского

Река Обнора близ Воскресенского

В январе 1538 года, во время нашествия казанских татар, Воскресенский монастырь был разорен в одно время с монастырем преподобного Павла Обнорского. В 1608 году, когда по всей Вологодской области бродили шайки литовских людей и русских изменников, и когда в Данилове избили они несколько тысяч жителей, преданных царю Василию Шуйскому, разорены были и селения, лежавшие на Обноре. Разорение постигло Вологодский край и в сентябре 1612 года. В это смутное время, без сомнения, пострадали и обнорские монастыри.

Но с усмирением государства, Воскресенский монастырь был восстановлен, обновлен и процвел. Царь Михаил Феодорович пожаловал монастырю грамоты на деревни и угодья. В 1617 году, по благословению патриарха Иосифа, объявленному в грамоте на имя келаря старца Савватия, кровля на церкви Воскресенской вновь покрыта тесом, и на место подгнившего престола поставлен новый, дан новый антиминс, и храм освящен вновь. Но эта незначительная поправка Воскресенской церкви не могла обещать долговременной прочности храму: в 1686 году игумен Воскресенского монастыря Никон просил у Ростовского митрополита Ионы благословения ту старую церковь разобрать и поставить вновь церковь Воскресения Христова на старом церковном месте. И митрополит разрешил заложить новую церковь, «подався не много на восток».

В 1655 году подьячий Приказа большого дворца Григорий Старков просил патриарха Никона дозволить ему построить вместо часовни, стоявшей над гробом преподобного Сильвестра, храм во имя Покрова Богоматери. В челобитной Старков писал, что в 1654 году, когда он три раза посылан был по государеву указу к гетману Богдану Хмельницкому, он испытал много горя и дал обет построить храм над гробом преподобного Сильвестра. Патриарх дал благословенную грамоту, которой разрешал, по разобрании часовни над гробом преподобного, построить на том месте деревянный храм в честь Покрова с тем, чтоб на новой церкви «главы были круглы, не высоки, а царския двери были б на одном брусу».

Кроме Воскресенской церкви и вновь построенной — Покровской, в монастыре с давних лет была теплая деревянная церковь в честь Сретения Господня: во второй половине XVII века она пришла в ветхость, так что в ней служить было нельзя, и в 1672 году строитель монастыря иеромонах Варлаам подал патриарху Питириму челобитную, в которой просил дозволить разобрать ветхую Сретенскую церковь и на том же месте построить новую деревянную церковь, также в честь Сретения Господня. Патриарх, благословенной грамотой разрешая построить новый храм, предписал, чтобы «верх на той церкви был не шатровой, и олтарь сделать круглой тройной». Храм Сретения окончен и освящен в 1676 г.

Таким образом, в XVII веке монастырь был совершенно обновлен и украшен тремя новыми храмами. В это время от гроба преподобного Сильвестра источались многочисленные исцеления, и в монастыре собиралось много богомольцев. До нас дошла запись о 22 чудесах, совершившихся в ХVII веке от мощей преподобного. По описанию их видно, что преподобный Сильвестр в это время почитался как угодник Божий, как чудотворец: ему служили молебны, следовательно, можно думать, что он уже был причислен Церковью к лику святых, хотя и неизвестно, в какое именно время. В том же веке была в монастыре не одна икона с изображением Преподобного, были уже в употреблении тропарь и кондак, составленные в честь преподобного. В описании трех чудес 1645, 1646 и 1650 годов встречается выражение: «пошли в придел к Чудотворцу». Это, конечно, не означает особого придельного храма во имя преподобного Сильвестра, потому что в монастыре тогда было только два храма: Воскресенский и Сретенский. Этим выражением означается, без сомнения, часовня, в которой почивали мощи Преподобного, и которая в 1656 году заменена храмом в честь Покрова Богоматери. Рака с мощами святого стояла под церковным полом Покровского храма, на левой стороне, в склепе; вход в этот склеп был особый с наружной стороны храма. На верхней доске раки, как и теперь, было изображение Угодника Божия, к которому и прикладывались молившиеся пред цельбоносными мощами его.

До 1764 года монастырь Воскресенский был управляем игуменами и строителями1. Из них с конца XVI века по актам известны следующие:
Строитель Мисаил (1596-1611);
Игумен Варлаам (1615);
Строитель Иона (1623-1627);
Келарь Савватий (1647);
Строитель Иоиль (1659);
Строитель Корнилий (1660-1664);
Строитель Иов (1666);
Строитель Варлаам (1672-1673);
Игумен Филарет (1676);
Игумен Никон (1680-1695);
Строитель Никифор (1704-1706);
Строитель Вассиан (1710);
Игумен Маркелл (1717);
Строитель Никифор (1727);
Игумен Пармен (1745-1762).

При этом Пармене, последнем настоятеле Воскресенского монастыря, в 1745 году, по благословению митрополита Ярославского Арсения Мацеевича, вновь выстроен Сретенский храм в монастыре Воскресенском на место сгоревшего в 1725 году.

Храм в с. Рождественская слобода на месте Рождественского монастыря, современный вид

Храм в с. Рождественская слобода на месте Рождественского монастыря, современный вид

До учреждения штатов Воскресенский монастырь имел в своем владении 213 душ крестьян, живших в шести деревнях: Анашкине, Ряполове, Губине, Парфентьеве. Флорцове и Выползове. Он управлял также приписным к нему Христорождественским монастырем в Носкове. По учреждении же штатов в 1764 году Воскресенский монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь. Та же участь постигла и Рождественский монастырь.

Спустя шесть лет после упразднения монастыря, в 1770 году, оказалось нужным вместо обветшавшей Покровской церкви, построенной в 1656 году над гробом преподобного Сильвестра, построить новую, что, по прошению священника и прихожан села Воскресенского, и разрешено было епископом Ярославским, Афанасием. Новая церковь, как и прежняя, была деревянной.

Св. Филарет (Дроздов), митрополит Московский

Св. Филарет (Дроздов), митрополит Московский

В начале XIX в., после чудесного исцеления у мощей преподобного Сильвестра, купец Алексей Кадетов решает начать строительство в Воскресенском каменной церкви во имя Воскресения Христова. Благословение на строительство дал митрополит Филарет (Дроздов), бывший тогда (в 1820-1821 годах) ярославским архипастырем. В 1825 г. на том месте, где стояла Покровская церковь, был выстроен великолепный каменный храм с тремя престолами: Воскресения Христова, Сретения Господня и Покрова Божией Матери. При создании храма мощи преп. Сильвестра не были потревожены: гроб, не сдвигая с места, обнесли бревенчатым срубом, и вели строительство вокруг него, так, что мощи оказались в небольшой подземной гробнице под полом храма. Гроб можно было видеть чрез отверстие в полу, сделанное возле пьедестала раки.

С древних времен в Воскресенском хранились следующие церковные предметы:

1. Покров на гробницу с иконою преподобного Сильвестра во весь рост, шитою шелками и золотом. О нем подробнее в разделе «Иконография».

2. Нерукотворенный образ Спасов. На нем недревняя надпись: «сему образу Господа нашего Иисуса Христа молился преподобный отец наш Сильвестр». Этот образ, довольно большого размера, находился на стене холодной церкви близ гробницы. По преданию, именно этой иконой благословил Сильвестра преподобный Сергий, провожая своего ученика в пустыню. Она, как и названные ниже предметы, пропала при разорении Воскресенского храма в начале XX века, и сегодня уже невозможно установить, был ли это подлинный древний образ, скрытый под слоем поновлений, или более поздняя копия с него.

3. Икона преподобного Сильвестра во весь рост, находившаяся на правой стене в приделе Сретения. Внизу иконы по углам следующая надпись: «лета 7200 (1691) сентября в пятом числе зачат си образ писать. Совершен же бысть того же месяца в 29 день. А писал сей образ даниловец Михайло Капустин. Приложил сей образ по обещанию своему в Воскресенский монастырь, что на Обноре реке, даниловец Трифон Григорьев с сыном своим Иваном, по реклу Монзиковы».

4. Шитые золотом и шелками камчатные воздухи и покровы, из которых на большом надпись: «лета 7107 (1599) сии воздух и покровы дал в церковь Воскресения Господа Бога нашего и к чудотворцу Сильвестру на Обнору реку, черной поп Селивестр Григорьев сын Ченицын, постриженник того ж монастыря, по себе и по своих родителех».

5. Пролог с подписью по листам: «лета 7170 (1661) ноября 1 подал сию книгу в дом Воскресения Христова и преподобного отца Сильвестра, Обнорскаго чудотворца, строитель Корнилий по своих родителех и ради душевнаго спасения вечно».

В Воскресенском храме почиталась память святителя Тихона, епископа Амафунтского. С давних времен здесь находился его чтимый образ, и ежегодно день его памяти (16/29 июня) отмечался торжественным богослужением. В XIX веке в этот день устраивалась и ярмарка, для которой были построены торговые ряды.

В 1860 году в Воскресенском храме произошло чудесное знамение: крышка гроба преподобного Сильвестра сама собой отворилась, так, что стало видно нетленное тело святого. Весь храм при этом исполнился благоухания. Это произошло во время уборки подземной гробницы, в присутствии настоятеля Воскресенского храма протоиерея Алексия Братановского (он оставил подробный рассказ о чудесном событии) и нескольких прихожан. По благословению преосвященного Нила, архиепископа Ярославского2, мощи были освидетельствованы. Тогда же была составлена служба преподобному Сильвестру, совершаемая и поныне в день его памяти.

Протоиерей Сергий Смирнов, 1886 г.

Протоиерей Сергий Смирнов, 1886 г.

Службу святому, как и житие его, составил Сергий Константинович Смирнов, видный церковный историк и библеист, в те годы — профессор Московской Духовной Академии, позже — протоиерей и ее ректор. Молитвенным заступничеством преподобного Сильвестра была исцелена от родильной горячки жена Смирнова, София, что и побудило его потрудиться для прославления памяти святого. Биографическая статья о С.К. Смирнове есть в библиотеке нашего сайта.

После знамения, произошедшего в 1860 году, умножилось число богомольцев, стремящихся поклониться нетленным мощам преподобного Сильвестра. Из-за множества паломников потребовалось расширить церковь: с юго-восточной стороны к ней был пристроен придел во имя преподобного Сильвестра, с северо-востока — ризница. Увеличен был и причт: с этого времени и до начала XX века штат Воскресенского храма состоял из пяти священников, что было исключительным явлением для сельского приходского храма.

Сохранилось множество свидетельств о чудесных исцелениях у гроба преподобного. В основном они опубликованы в «Ярославских епархиальных ведомостях», выходивших с 1860 года; С.К. Смирнов собрал их воедино и поместил в своей книге. У гроба святого чудотворца прозревали слепые, отбрасывали костыли расслабленные, бесследно исчезали многолетние язвы. По молитвам родственников исцелялись страдающие тяжелыми нервными и психическими недугами. Есть свидетельства и о чудесной помощи свыше в случаях явного беснования. Удивляет не только обилие чудес, но и указания на то, что многие паломники прибывали в Воскресенское издалека. Среди исцеленных упоминаются жители Новгородской, Псковской, Калужской губерний. Есть свидетельства о существовавшей в Вологде традиции пешего паломничества к преподобному Сильвестру. А многие благочестивые жители Любима, ближайшего к Воскресенскому города, каждый год пешком преодолевали 18 верст, чтобы поклониться святому.

Преподобный Сильвестр почитался не только в любимских краях. В ярославской церкви Сошествия Святого Духа3 в 1863 году тщанием Н. П. Лопатиной был освящен престол во имя св. Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и Сильвестра Обнорского. А в Москве, в церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове, находилась почитаемая икона святого (о ней см. брошюру Д. Сягаева в разделе «Библиотека»).

Св. Тихон, патриарх Московский, в бытность ярославским архиепископом

Св. Тихон, патриарх Московский, в бытность ярославским архиепископом

В 1913 году в селе Воскресенском побывал святитель Тихон, будущий Патриарх Московский, бывший тогда ярославским архиепископом. Сперва, 14 (27) января, он посетил приход с рядовым архипастырским визитом, но святость места и красота обнорской природы так впечатлили владыку, что он дал обещание вскоре приехать еще раз, на более продолжительное время. Вот слова святителя, приведенные в «Ярославских епархиальных ведомостях»: «Как чудно-хороша и приятно-полезна эта северная местность должна быть летом, сколько здесь здоровья и спокойствия, при земных благах, здесь обильно обретаемых, можно дешево и удобно получать? Не надо и на Кавказ ездить лечиться. Здесь все к общим бесплатным услугам».

Летом того же года архиепископ Тихон приехал в Воскресенское еще раз, для краткого отдыха. Он пробыл в селе около недели, усердно молясь перед мощами преподобного Сильвестра и посещая окрестные храмы (в Кодорово, в Вознесенском, в Афанасьевском). Перед отъездом он, как сообщают «Ведомости», «сделал некоторое распоряжение относительно устройства лестницы ко гробу угодника Божия». Эта лестница, ведущая из Сильвестровского придела Воскресенского храма в подземный склеп, недавно была обнаружена при раскопках.

Лестница, обнаруженная при раскопках

Лестница, обнаруженная при раскопках

Вскоре после большевистского переворота началась печально известная кампания по «вскрытию мощей». Честные останки святого, обильно источавшие чудеса и пользовавшиеся поистине всероссийским почитанием, не могли не привлечь внимания кощунников. В 1921 году в село явилась комиссия. Рака была вскрыта, но святых мощей в ней не обнаружили. Возможно, священнослужители, зная о готовящемся святотатстве, заблаговременно скрыли святыню от недостойных рук и погребли ее в земле.

Воскресенский храм был закрыт не сразу после этого печального события, еще несколько лет в нем совершалась Божественная служба. На некоторое время Воскресенское стало местом ссылки уроженца села, архиепископа Вологодского Сильвестра (Братановского)4, отсюда он управлял своей епархией. Но вскоре храм постигла та же судьба, что и великое множество церквей Божиих по всей России: он был закрыт и разорен.

Магазин в Воскресенском храме. Фото 1999 г.

Магазин в Воскресенском храме. Фото 1999 г.

В послевоенное время была сделана попытка приспособить здание храма для хозяйственных нужд. Снесли алтарь Воскресенского придела, колокольню и Покровский придел, устроили «второй этаж», сделав под сводами потолочные перекрытия, а склеп, где пребывали мощи преподобного Сильвестра, засыпали щебнем и землей с близлежащего кладбища. В оскверненном и изуродованном здании расположились совхозная контора, мастерские, магазин. Однако и в этих кощунственных деяниях можно увидеть промысл Божий: возможно, лишь благодаря такому использованию храм избежал полного разрушения.

В 2003 году полуразрушенный Воскресенский храм был возвращен Церкви. В Сильвестровском приделе храма, лучше других сохранившемся, вновь, после восьмидесятилетнего перерыва, стала совершаться Божественная Литургия, служиться молебны преподобному. Тогда же было возрождено и ежегодное торжество в день памяти угодника Божия. 8 мая, в Сильвестров день, богослужение с крестным ходом совершается собором духовенства, при большом стечении молящихся.

В 2008 году по благословению архиепископа Кирилла были начаты работы по восстановлению храма. Он на глазах обретает утерянное великолепие. На сегодняшний день сделано многое:

— удалены стены и перекрытия советского времени; храму возвращена историческая планировка;
— полностью восстановлена кровля, установлен барабан на четверике, наружные стены четверика оштукатурены;
— восстановлен главный алтарь, снесенный в советское время;
— настелены полы; воссоздана подземная крипта на месте, где покоились мощи святого;
— большей частью оштукатурены внутренние стены.

Восстановлена и часовня, стоявшая с незапамятных времен на границе Заповедной рощи. А колодец-родник, выкопанный святым, и в безбожные времена не был забыт: местные жители черпали его целебную воду и заботились о его чистоте.

Часовня в заповедной роще.

Часовня в заповедной роще.


1. По сообщению Т.А. Рутман, в XVIII в. Воскресенский монастырь какое-то время был приписан к ярославскому Афанасьевскому монастырю (ныне он восстанавливается, в нем расположена Ярославская духовная семинария).

2. Архиепископ Нил (Исакович) (1799-1874), известный как деятельный миссионер, обращавший в православие прибайкальских бурят и написавший книгу о буддизме, с 1853 по 1874 г. занимал Ярославскую кафедру.

3. Ярославская Духовская церковь была построена в 1688-1690 г., не сохранилась, ныне на ее месте (ул. Республиканская, б. Духовская) находится училище УВД.

4. Архиепископ Сильвестр (Братановский) (1871-1932) родился в с. Воскресенском в семье протоиерея Алексия Братановского. В 1910 г. хиротонисан в епископы. В 1925 г. — епископ Костромской, в 1926 — Вологодский, в 1931 — архиепископ Калужский. Был одним из членов Временного Патриаршего Священного Синода при местоблюстителе митрополите Сергии. Скончался в 1932 г., похоронен в Москве.

Благословенные грамоты, хранившиеся в ризнице Воскресенского храма